В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в
повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.
Ходьба - сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:
а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег - более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.
Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры (рис. 142, а, б). Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи - встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад.
Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изменения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости выполнения, введения дополнительных заданий во время передвижения.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать по-
чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в простых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноименным и разноименным способами, одновременными и поочередными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.
На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коленях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достигается за счет изменения направления передвижения и угла наклона скамейки.
По канату (шесту) лазают в три или два приема.
Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прийти в вис стоя (рис. 143).
Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой - согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).
В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.
Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой захвата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гимнастическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на возвышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.
Существуют три способа захвата: а) скрестный захват - канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей - канат располагают снаружи одной ноги, подъемом другой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.
Лазание в простом висе можно выполнять по канату или шесту, подвешенному за оба конца горизонтально или наклонно, по наклонной лестнице. При лазании на одних руках перехваты выполняются согнутыми руками. При лазании по канату с остановками существуют три способа завязывания: стоя, петлей и восьмеркой.
Завязывание стоя: на высоте 2 - 3 м повиснуть на прямых руках, расположив канат с какой-нибудь стороны, обычно со стороны руки, которая выполняет захват каната выше. После этого круговым движением ноги вперед и наружу обвить канат вокруг нее и плотно прижать к ступне подъемом другой ноги, перехватить одноименную руку в хват на уровне пояса и завести канат за другую руку; можно отпустить канат и дать отдых рукам (рис. 145).
Завязывание петлей: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и, зажав канат бедрами, опустить одну руку и взять ею канат внизу, соединив его с канатом на уровне подбородка, отпустить другую руку для отдыха. Можно выполнять завязывание петлей, проведя канат под обе ноги (рис. 146).
Завязывание восьмеркой: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и зажать ими канат, освободив одну руку, взять ею канат снизу и, перекинув его через бедро, опустить вниз, перехватить руки и взять канат снизу другой рукой, перекинуть его через бедро другой ноги и опустить вниз между ногами. Сидя в петлях на бедрах, одну руку можно опустить (рис. 147).
Способы завязывания изучают целостным методом, в качестве подводящих упражнений применяются завязывания в висе стоя или в висе на возвышении.
Лазание с грузом или партнером проводится с группами учащихся, имеющих хорошую физическую подготовленность. Этот вид лазания применяется на гимнастической стенке, канате, шесте и лестнице в вертикальном и наклонном положениях. Лазание сочетается с переноской груза (или товарища) и с перелезанием. В качестве груза могут быть любые предметы, уложенные в рюкзак. При переноске товарища (по наклонному снаряду) партнер сидит на спине или на плечах, обхватив спину носками ног. Оба держатся руками за снаряд: канат, шест, стенку или лестницу, причем верхний слегка подтягивается на руках, облегчая работу нижнему. Одновременность выполнения приемов лазания достигается командами нижнего партнера (рис. 148 - 150).
Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно. Перелезают через забор высотой 1,5 - 3 м.
Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием - учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь - навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом - взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой - подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью - с помощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.
Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:
1. Бросить мяч в пол и поймать;
2. Бросить мяч вверх и поймать;
3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;
5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол;
6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
10. Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;
11. То же, но не давая ему упасть на пол;
12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;
13. То же левой рукой под правую;
14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;
15. То же, но нога поднята без опоры.
Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия ловли, вводя дополнительные движения телом или руками, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.
На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.
Метание в цель применяется чаще, особенно в младших классах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специальных щитах.
Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебрасывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их размеров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.
Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.
Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.
Жонглирование - наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более пред-Метами.
Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой рукой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновременно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совмещения метания и ловли с другими действиями, движениями руками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.
Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.
В качестве упражнений применяются:
1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.
2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью и без помощи рук).
3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических матов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв скамейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за середину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним (рис. 151) или вдвоем, удерживая козла за ножки (рис. 152); брусья переносятся группой под руководством старшего.
Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним. Способами переноски являются следующие:
1. Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению движения, берутся за запястья ближайших рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи партнеров (рис. 153).
2. Переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»): переносящие встают на одно колено позади переносимого и соединяют за запястья руки, удаленные от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, положенные на плечи, а своими руками держится за шеи переносящих (рис. 154).
3. Переноска с поддержкой под руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени (рис. 155).
4. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках («на скамейке»): переносящие встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся хватом сверху за свободное запястье партнера (рис. 156). Переносимый садится на руки партнерам и держится за их плечи.
5. Переноска с поддержкой под ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине товарища и, опустившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают. Переносимый обхватывает руками шею переносящего, стоящего ближе (рис. 157). Этим способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае переносящие становятся лицом друг к другу и, подведя руки под лежащего, берут друг друга за запястья и поднимают товарища, который обхватывает за шеи переносящих, стоящих ближе к его рукам.
Переносить одного двумя и большим количеством занимающихся можно с помощью различных предметов: на палках, плащ-палатках и др. Переноска одного одним может осуществляться следующими способами:
1. Переноска сидящего верхом на спине: переносимый становится за спиной переносящего и обхватывает его за плечи; переносящий, слегка приседая и наклоняясь вперед, обхватывает ноги переносимого повыше колен (под бедра) и, выпрямляясь, начинает движение (рис. 158).
2. Переноска на плечах: переносимый встает в стойку ноги врозь спиной к товарищу, переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переносимый обхватывает носками ног спину переносящего, который поднимается с колена и начинает движение; переносимый держится руками за голову товарища (рис. 159).
3. Переноска с поддержкой двумя руками: переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседает, подсовывая одну руку под спину, другую под колени переносимого, который обхватывает товарища за шею. Переносящий встает и начинает движение (рис. 160).
4. Переноска с поддержкой одной рукой: переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, поднимает его, обхватывая одной рукой под живот, и начинает движение, прижимая переносимого к себе (рис. 161).
5. Переноска лежащего на одном плече: переносящий берет
партнера за правое запястье левой рукой, а правой рукой обхва
тывает его ноги под коленями. Наклоняясь вперед, переносящий
кладет товарища животом за свое правое плечо, выпрямляется и
захватывает правой рукой правое запястье переносимого, осво
бождая левую руку (рис. 162).
Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для выполнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упражнения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбоку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позвоночник. Переноска оптимального веса является ценным упражнением для формирования красивой осанки, а переноска груза сбоку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья (рис. 163); г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) (рис. 164); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) (рис. 165); е) переползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь (рис. 166); з) переползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целесообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.
Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.
Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого - способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту является «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.
Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места приземления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др"). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выполняются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки - ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя - на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.
Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и других исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагогической задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими упражнениями.
Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенными на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между веревками и стойками - «окна» - и изменения способов приземления.
Прыжки через короткую и длинную скакалку - пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.
Гимнастика и атлетическая подготовка
144. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование строевой выправки.
145. Занятия проводятся на гимнастических площадках, городках, в спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на палубах кораблей, на тренажерных комплексах, на местности.
146. В занятия по гимнастике и атлетической подготовке включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазании, подвижные игры и эстафеты.
Для военнослужащих летного состава и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава, включаются физические упражнения на батуте, стационарном гимнастическом колесе, акробатические упражнения.
147. В раздел "Гимнастика и атлетическая подготовка" включаются следующие упражнения:
Комплекс вольных упражнений N 1 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):
Комплекс вольных упражнений N 2 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):
Упражнение 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (рис. 3).
Упор лежа (ноги вместе, тело прямое), согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа.
Упражнение выполняется без остановки.
Для контроля касания разрешается использовать специальное техническое приспособление.
Упражнение 2. Наклон туловища вперед (рис. 4).
Лежа на спине, руки за голову, сцепить пальцы в замок, ноги закреплены. Наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками.
Упражнение выполняется в течение одной минуты.
Разрешается незначительное сгибание ног.
Упражнение 3. Лазание по канату (рис. 5).
Взяться руками за канат ниже отметки 2 м от пола и подняться на высоту 6 м от пола произвольным способом. Коснуться верхней отметки рукой. Опускание вниз - произвольным способом. Разрешается лазание по шесту.
Запрещается начинать подъем с прыжка и спрыгивать с каната выше отметки 2 м от пола.
Оценка упражнения производится по способу лазания:
"отлично" - лазание без помощи ног, ноги - в положение "угол";
"хорошо" - лазание без помощи ног, ноги - произвольно;
"удовлетворительно" - лазание с помощью ног.
Упражнение 4. Подтягивание на перекладине (рис. 6).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, подтянуться (подбородок выше перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Положение виса фиксируется.
Запрещается выполнение движений рывком и махом.
Упражнение 5. Поднимание ног к перекладине (рис. 7).
Вис (хват сверху, ноги вместе), поднять ноги к перекладине до касания и опустить их вниз. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Упражнение 6. Подъем переворотом на перекладине (рис. 8).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поднять ноги к перекладине и переворачиваясь вокруг оси выйти в упор на прямые руки. После фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положение виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом и касание подбородком перекладины.
Упражнение 7. Подъем силой на перекладине (рис. 9).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поставить в упор сначала одну согнутую руку, затем - другую; продолжая движение, выйти в упор на прямые руки, после фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение упражнения на обе руки и движений рывком или махом.
Упражнение 8. Жим штанги лежа (рис. 10). Вес штанги - 70 кг.
Лежа на спине на горизонтальной скамье, хватом сверху за гриф штанги, находящейся на специально оборудованных стойках, поднять штангу на прямые руки, затем согнуть руки до касания грудью грифа штанги, разгибая руки выполнить жим штанги от груди. После фиксации штанги на прямых руках повторить очередной жим штанги.
Упражнение выполняется без остановки. Использование обратного хвата запрещено.
Запрещается любое изменение в исходном положении: отрыв головы, плеч, ягодиц от скамьи и ступней ног от пола.
Разрешается отдыхать в исходном положении штанга вверху на прямых руках.
Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (рис. 11).
Упор на прямых руках, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор на прямые руки. Положение упора фиксируется, при опускании руки сгибаются полностью.
Разрешается незначительное сгибание ног, тела и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом.
Упражнение 10. Угол в упоре на брусьях (рис. 12).
Упор на прямых руках, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально над жердями. Время выполнения упражнения определяется с момента фиксации положения "угол" до момента опускания пяток ног ниже жердей.
Упражнение 11. Рывок гири (рис. 13). Вес гири 24 кг.
Стойка ноги врозь, хватом сверху одной рукой за дужку гири, последовательно поднимать гирю вверх и опускать вниз, не касаясь пола, сначала одной рукой, затем без отдыха после смены рук - другой. Положение гири вверху фиксируется на прямой руке, смена рук осуществляется один раз на замахе вперед.
Запрещается дожимать гирю, отдыхать в положении, когда гиря опущена вниз, касаться свободной рукой частей тела.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Результат определяется по сумме рывков, выполненных каждой рукой.
Упражнение 12. Толчок двух гирь (рис. 14). Вес гири 24 кг.
Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках, затем гири опустить на грудь.
Запрещается дожимать гири и ставить гири на плечи.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Упражнение 13. Толчок двух гирь по длинному циклу (рис. 15). Вес гири 24 кг.
Толчок гирь состоит из трех приемов: подъема на грудь, толчка от груди и опускание в положение виса. Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках. Для повторения цикла гири опустить сначала на грудь, а затем - вниз, не касаясь пола. При опускании гирь на грудь отдыхать запрещается. Также запрещается отдыхать, удерживая гири, опущенные вниз.
Разрешается отдыхать с гирями на груди после поднятия их из положения виса, а также с гирями, зафиксированными на прямых руках, после толчка от груди.
Запрещается отдыхать, удерживая гири в положении на плечевые суставы.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Упражнение 14. Прыжок согнув ноги через коня (козла) в ширину (рис. 16). Высота коня (козла) 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на коня (козла), сгибаясь согнуть ноги, до прохождения ногами вертикали оттолкнуться руками, разгибаясь приземлиться.
Запрещается толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.
Упражнение 15. Прыжок ноги врозь через козла в длину (рис. 17). Высота козла 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянутся руками к опоре, поставить руки на козла, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.
Рис. 17. Прыжок ноги врозь через козла в длину
Упражнение 16.
Прыжок ноги врозь через коня в длину (рис. 18).
Для курсантов военно-учебных заведений. Высота коня 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на дальнюю половину коня, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.
Запрещается перебор руками, толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.
Упражнение 17. Кувырок вперед (рис. 19)
Строевая стойка, упор присев, поставить руки вперед, наклоняя голову к груди, оттолкнуться ногами и, группируясь, выполнить перекат вперед в положение упор присев, встать в строевую стойку.
Упражнение 18. Кувырок назад (рис. 20).
Строевая стойка, упор присев, наклоняя голову к груди, принять положения группировки, выполнить перекат назад, силой разгибая руки принять положение упор присев, встать в строевую стойку.
Упражнение 19. Переворот в сторону (рис. 21).
Строевая стойка, шагом ноги наклонить туловище, сгибая левую ногу, поставить левую руку на пол, взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, приставляя ногу принять строевую стойку. Переворот в сторону выполняется в обе стороны.
Упражнение 20. Соскок махом назад на перекладине (рис. 22).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: вис, подъем переворотом, мах дугой, соскок махом назад.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: вис, размахивание, подъем разгибом, оборот назад в упоре, мах дугой, соскок махом назад.
Упражнение 21. Соскок махом вперед на брусьях (рис. 23).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед, мах назад, махом вперед сед ноги врозь, перехват рук вперед, силой стойка на плечах (держать 2 с), кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.
Упражнение 22. Передвижения по узкой опоре (бревну) (рис. 24). Высота бревна 110-125 см; длина 500 см; ширина 10 см.
В 40 см от края бревна с обеих сторон отмечаются линии.
Из исходного положения, стоя перед линией старта (на бревне), выполнить передвижение лицом вперед, обратно спиной вперед, затем левым боком и финишировать правым боком. При передвижении запрещается опираться руками. При падении выполнение упражнения не засчитывается. Пересечение линии с обеих сторон обязательно.
Упражнение 23. Прыжки на батуте (рис. 25).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 180°, основной прыжок, прыжок в сед, два основных прыжка.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 360°, основной прыжок, прыжок в сед, основной прыжок, сальто вперед (назад), два основных прыжка.
Упражнение 24. Обороты на стационарном гимнастическом колесе (рис. 26).
Выполняется 10 оборотов влево и 10 оборотов вправо. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения вертикали головой вверх. Оценка производится по общему времени, затраченному на 20 оборотов, без выключения секундомера после выполнения первых 10 оборотов. Разрешается начинать упражнение в любую сторону.
Упражнение 25. Обороты вперед и назад на лопинге (рис. 27).
Выполняется 4 серии по 5 оборотов со сменой направления вращения после каждой серии. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения рамой лопинга верхнего вертикального положения. Упражнение выполняется без остановки. Количество раскачиваний и дополнительных оборотов во время выполнения упражнения не ограничивается.
Оценка производится по общему времени, затраченному на выполнение 4 серий без выключения секундомера между сериями.
148. В руководствах по физической подготовке разрешается включать дополнительные упражнения, обеспечивающие развитие физических качеств у военнослужащих с особенностью их вида и рода деятельности.
149. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике и атлетической подготовке обеспечивается:
- высокой дисциплинированностью военнослужащих;
- соблюдением техники выполнения физических упражнений и хорошим знанием приемов самостраховки;
- соблюдением методики обучения гимнастическим упражнениям и требований безопасности;
- надежной помощью и страховкой при выполнении опорных прыжков и упражнений на снарядах;
- проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.);
- проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах.
При преодолении препятствий от военнослужащих требуется владение навыками передвижения по узким и неустойчивым опорам. Широкие и глубокие рвы преодолеваются по бревнам или балкам в положении сидя верхом. Сев на бревно или балку, военнослужащий наклоняется вперед, ставит руки в 30–40 сантиметрах перед собой и, перенося тяжесть тела на них, за счет отмаха ногами передвигается вперед, имея оружие за спиной. При неглубоких и нешироких препятствиях передвижение по бревнам или другим узким опорам осуществляется шагом или бегом. Двигаться следует быстрым мелким шагом. При очень узкой опоре нужно слегка разводить носки ступней ног в стороны. Через опасные препятствия передвижение по узкой опоре осуществляется с помощью страхующих средств (каната, троса), натянутых на высоте 1– 1,5 метра от опоры вдоль нее.
Передвижение по узким опорам требует хорошо развитого чувства равновесия. Во время передвижения по узким опорам (балкам) корпус подается вперед, ноги слегка согнуты, ступни ног ставятся прямо вдоль опоры (балки). Смотреть на опоры (балки) и разрывы между ними. Разрывы преодолеваются мягким прыжком без потери скорости. Приземляться следует на слегка согнутые ноги.
2. Тренировка способов пролезаний
Пролезание головой и ногой вперед. Для преодоления пролома в кирпичной стенке этим методом толчковая нога ставится на землю, примерно в 1 м от пролома, маховая нога быстро посылается вперед и ставится пяткой на нижний край пролома. Одновременно с движением маховой ноги нужно быстро послать туловище и руки в пролом. Приземление маховой ноги надо делать на пятку с быстрым переходом на всю ступню. При выходе из пролома не надо быстро выпрямляться, так как можно коснуться спиной пролома и снизить скорость движения.
Выполнение упражнения оценивается:
- «отлично» – если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверено, допущены незначительные ошибки при приземлении;
- «хорошо» – если упражнение выполнено согласно описанию, но недостаточно уверенно и с незначительными ошибками;
- «удовлетворительно» – если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками;
- «неудовлетворительно» – если упражнение не выполнено или искажено.
ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ 10.3.3. Опорные прыжки применяются при преодолении препятс-твий высотой до уровня груди - невысоких стен, поваленных деревь-ев, изгородей. Прыжок наступая на препятствие. С разбега оттолкнуться одной ногой, резко вынося вперед противоположную руку. Наклоняя корпус вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую сильно согнутую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, которой был сделан толчок, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 51). Прыжок с опорой рукой и ногой . После короткого, но энергично-го разбега оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку с ору-жием вперед вверх, вскочить на препятствие, опираясь на него ле-вой рукой (большим пальцем назад) и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Тяжесть тела на левой руке. Не останавли-ваясь, перенести через препятствие левую ногу, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 52).
На рис. 74 показан более сложный прием спрыгивания с движущегося автомобиля с выполнением кувырка назад по ходу движения автомобиля. Этот способ требует большого числа предварительных тре-нировок, которые включают в себя следующие элементы: кувырки впе-ред, назад, через препятствие с места, с разбега, кувырки на дви-жущейся дорожке, спрыгивание с небольшой высоты из виса на перемещающийся с различной скоростью ковер (дорожку), с последующими кувырками назад и т.д. После этого следует переходить к соскакиванию с медленно движущегося автотранспорта сначала в глубокий снег, потом на грунтовую (зимнюю) дорогу и в завершение отработки 1 данного приема спрыгивать на твердый грунт. Причем приземление следует отрабатывать перекатом назад и на бок. Названные элементы нужно выполнять сначала без оружия, а по мере приобретения навы-ков переходить на отработку приема с оружием (сначала с макетами оружия, лучше деревянными, обернутыми тряпками, а в завершение отработки - учебным и боевым со стрельбой холостыми патронами). Последовательность освоения техники посадки в автомобиль и высадки из него выдерживать строго: в спортивном зале, на улице, с места, в движении и т.д., но во всех случаях особое внимание сле-дует обращать на тренировку шеи, позвоночника и вестибулярного аппарата. Пролезание производится головой вперед (рис. 75) или боком.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСТНИЦАМ И КАНАТАМ
10.3.9. Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами. Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за сту-пеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвес-ти слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторо-ну). Поочередно меняя положение рук и ног производить подъем. При лазании по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диамет-ром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног. Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перех-ватыванием рук и постановкой ног на ступени. При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обрат-ной последовательности. Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охра-ны (рис. 79, 80, 81).
10.4.3. Для выработки у сотрудников специальных подразделений прикладных навыков, для развития и совершенствования наиболее важных профессиональных, физических и психических качеств с уче-том специальной направленности физической подготовки единая поло-са оборудуется другими специальными сооружениями и препятствиями. Полоса препятствий для подразделений специального назначения МВД России (рис. 86). Длина полосы 280 м. 1 - типовая трассовая горка; 2 - завал длиной 11 и шириной 4.5 м; 3 - ров шириной 2, 2.5, 3 м; 4 - лабиринт; 5 - забор высотой 2 м с наклонной доской; 6 - разрушенный мост; 7 - разрушенная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5, 1.8 м; 8 - стенка высотой 1.1 м с двумя проломами; 9 - колодец и ход сообщения; 10 - ящик массой 26 кг с ручками для переноски; 11 - макет моста и железнодорожного полотна; 12 - па-лисадник, установленный в середине канавы; 13 - фасад дома с ок-нами; 14 - балка длиной 4 м с площадками для спрыгивания; 15 -ров шириной 15 м и глубиной 1.5 м (через ров на столбах высотой 2 м натянуты канаты для лазания и перекинуты ее качающиеся на тросах трапы); 16 - бетонная труба под насыпью; 17 - линия финиша; 18 - беговая дорожка. Полоса препятствий для кинологов (рис. 87). Дистанция 200м. 1 - линия старта; 2 - "зубчатый палисадник" (каркас ширина 2м..высота 1м); 3 - "кустарник" (каркас 2м х 70см из брусков 5х10см и прикрепленными к нему прутьями выступающими на 60см.); 4 - "забор" (каркас шириной и высотой 2м); 5 - "канава" (препятствие из двух одинаковых помостов длиной 2 м и шириной 1.5м); 6 - "бревно" (ствол длиной 8 м и диаметром 25 см. верхняя поверхность шириной 18 см); 7 -"лаз" (коридор высотой 0,5 м, длиной 10 м и шириной 2 и); 8 - "лестница" (платформа длиной 1,7м. шириной 1,2 м, толщиной 4-5 см, укрепленная на высоте 4м. на столбах); 9 - линия финиша.
Полоса препятствий для пожарных (рис. 88). Дистанция 100 м 1 - линия старта; 2 - "забор"; 3 - два льня-ных рукава длиной по 20 м в скатках; 4 - "бревно"; 5 - ограничи-тельная линия; 6 - трехходовое разветвление; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта (ствол находится в любом положении). Штурмовая лестница для пожарных (рис. 89). Дистанция до учебной башни 32 м 25 см. 1 - линия старта; 2 - предохранительная подушка толщиной не менее 1 м; 3 - каркас четырехэтажной башни; 4 - "брусок" сечением 6x6 см; 5 - окна 2. 3 и 4 этажей; 6 - пол 2, 3 и 4 этажей; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, штурмовая лестница устанавливается на дорожке так, чтобы ее седьмая ступенька совпадала с линией старта. Сотрудник удерживает лестницу руками произвольно, не отрывая ее от земли. Кросс 3 км для кинологов Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, собака находится у левой ноги сотрудника в положении сидя на поводке с мягким ошейником или шлейкой. По команде "Вперед" сотрудник вместе с собакой преодолевают дистанцию бегом. Преодоление полосы препятствий и кросс на 3 км выполняются поочередно с раздельным стартом на круговой или петлеобразной дистанции. В этом случае старт и финиш оборудуются раздельно в одном месте. Дистанция кросса выбирается на средне-пересеченной местности. Моментом финиша считается пересечение финишной линии Последним из выполняющих упражнение (сотрудником или собакой). Во время приема нормативов сотрудник выполняет упражнения с закреп-лённой за ним собакой. В исключительных случаях (внезапная болезнь или гибель собаки) он выполняет упражнение без собаки, но при этом преодолевает препятствие "лестница" дважды с последующим финишированием. Бросок спасательного круга на дальность и точность (рис.90). 1 - стартовая площадка - размечается белыми линиями на пирсе или плотике; 2 - сектор для броска спасательного круга - обозначается на воде тремя тросами, буйками и поплавками. На трос, проходящий по середине сектора, наносятся отметки через - 60 - - 79 - каждые 20 см. Каждый метр обозначен поплавком и каждые 3 метра - буйком; 3 - схема замера результата броска круга. Результат броска круга замеряется с точностью до 20 см. Для броска используется стандартный спасательный круг весом 4,5 кг или специально изготовленный для обучения деревянный спа-сательный круг такого же размера и веса, к которому крепится линь длиной 15 - 20 метров. 11.БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ 11.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 11.1.1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. 11.1.2. На занятиях решаются следующие задачи:- обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов; обучение умелым действиям в использовании средств индивиду-альной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке; выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решитель-ности, быстроты ориентировки и инициативности; воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.
готовкой и спортом проводятся в целях повышения устойчи-
вости их организма к различным резким изменениям физи-
ческих факторов окружающей среды, к условиям, связанным
с особенностями военной службы и выполнением боевых
Закаливание военнослужащих должно проводиться систе-
матически и непрерывно путём комплексного использования
водных, солнечных и воздушных факторов в сочетании с
занятиями физической подготовкой и спортом. Основными
способами закаливания военнослужащих являются:
Ежедневное выполнение физических упражнений на от-
крытом воздухе;
Обмывание до пояса холодной водой или принятие крат-
ковременного холодного душа;
Полоскание горла холодной водой, а также мытьё ног
холодной водой перед отбоем;
Проведение в зимний период лыжных тренировок и за-
нятий, выполнение работ в облегчённой одежде;
В летний период проведение занятий и спортивно-
массовых мероприятий в облегчённой одежде, принятие сол-
нечных ванн и купание в открытых водоёмах.
Занятия физической подготовкой и спортом осуществля-
ются на утренней физической зарядке, учебных занятиях, во
время спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой
деятельности военнослужащих, а также в ходе самостоя-
тельных тренировок. На занятиях выполняются физические
упражнения с использованием различных способов трени-
ровки и дозирования физической нагрузки, с учётом принад-
лежности военнослужащих к виду Вооружённых Сил и роду
войск, возраста и состояния здоровья.
Занятия спортом осуществляются в спортивных секциях и
командах во время, установленное распорядком дня и регла-
ментом служебного времени.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме-
роприятия. Каждый военнослужащий должен заботиться о
сохранении своего здоровья, не скрывать болезней, строго
соблюдать правила личной и общественной гигиены и воз-
держиваться от вредных привычек (курение, употребление
алкоголя). Выполнение правил личной гигиены включает:
Утреннее умывание с чисткой зубов;
Мытьё рук перед приёмом пищи;
Умывание, чистку зубов и мытьё ног перед сном;
Своевременное бритьё лица, стрижку волос и ногтей;
Еженедельное мытьё в бане со сменой нательного и по-
стельного белья, портянок и носков;
ежедневную смену подворотничков.
Причёска военнослужащего, усы, если они имеются,
должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и
не мешать использованию средств индивидуальной защиты и
ношению снаряжения.
Правила общественной гигиены включают: содержание в
чистоте территории воинской части, спальных помещений,
туалетов и комнат общего пользования, а также регулярное
их проветривание.
Для обеспечения невосприимчивости военнослужащих
к инфекционным болезням проводятся предохранительные
прививки. Прививки могут быть плановыми и по эпидемиче-
ским показаниям.
Военнослужащий обязан доложить по команде о случаях
возникновения инфекционных заболеваний среди лиц, про-
живающих с ним в одной квартире (комнате общежития), и
исполнять служебные обязанности с разрешения командира
воинской части и по заключению начальника медицинской
При обнаружении в воинской части больного, заражён-
ного инфекцией, немедленно выявляются, изолируются и
госпитализируются остальные заболевшие. Сразу же прово-
дится дезинфекция в подразделениях и наблюдение за лица-
ми, бывшими в контакте с больным, усиливается санитарно-
гигиенический контроль. При необходимости в воинской
части вводится карантин или режим обсервации.
лечебно-профилактические мероприятия . Основны-
ми лечебно-профилактическими мероприятиями являются
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования
диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-
курортное лечение военнослужащих.
Диспансеризация включает медицинский контроль за
состоянием здоровья личного состава, активное раннее вы-
явление заболеваний, изучение условий службы и быта воен-
нослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих
на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-
оздоровительных мероприятий.
Медицинский контроль состояния здоровья военнослу-
жащих осуществляется путём проведения ежедневного ме-
дицинского наблюдения в процессе боевой подготовки и в
быту, медицинских осмотров, углублённых и контрольных
медицинских обследований военнослужащих.
При заболевании военнослужащий обязан немедленно до-
ложить об этом непосредственному начальнику и с его разре-
шения обратиться за медицинской помощью в медицинский
пункт воинской части. Амбулаторный приём проводится в
медицинском пункте в часы, установленные распорядком дня
воинской части. Военнослужащие, внезапно заболевшие или
получившие травму, направляются (сопровождаются) в меди-
цинский пункт немедленно в любое время суток.
Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одно-
го раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно
принимать душ. При помывке в бане (приёме душа) военно-
служащие срочной службы обеспечиваются мылом, полотен-
цами и продезинфицированными мочалками. Бельё натель-
ное и постельное, полотенца, портянки и носки должны ме-
няться один раз в неделю, в дни помывки в бане; поварам и
пекарям нательное белье меняется не менее двух раз в неде-
лю. При необходимости бельё, полотенца, портянки и носки
меняются чаще.
1. Расскажите о значении и содержании закаливания военнослу-
? жащих, занятий физической подготовкой и спортом. 2. Назови-
те правила личной гигиены военнослужащего. 3. Что включает
диспансеризация, как осуществляется медицинский контроль
состояния здоровья военнослужащих?
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования
Глава XIII
Физическая подготовка
Для того чтобы победить в бою, одолеть врага, выполнить
боевую задачу, одного желания, как бы велико оно ни было,
порой бывает недостаточно. Современный бой требует от
воина совершенных физических качеств, а потому и военная
служба мирного времени насыщена значительными физиче-
Чтобы легче адаптироваться к условиям военной службы,
быстрее и качественнее овладеть военной специальностью,
юноше в процессе допризывной подготовки и физического
воспитания следует довести уровень своей физической подго-
товленности до стартовых нормативов воина-новобранца.
§ 60. военно-прикладная физическая подготовка
преодоление препятствий включает безопорные и опор-
ные прыжки, перелезание и пролезание, прыжки в глубину,
передвижения по узкой опоре.
Безопорные прыжки применяются при преодолении не-
широких горизонтальных и невысоких вертикальных пре-
пятствий и выполняются с приземлением на одну или обе
Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при
преодолении препятствий шириной до 2 м и высотой до 0,8 м.
Сделать короткий разбег, оттолкнуться перед препятстви-
ем одной ногой, вынося другую ногу широким шагом вперёд,
перепрыгнуть через препятствие и, приземлившись на эту
ногу, не задерживаясь, продолжать движение. В момент по-
лёта толчковая нога остаётся сзади до касания другой ногой
земли, после чего делает взмах вперёд, помогая безостано-
вочно продолжать бег. Руки работают в такт движению, как
при ходьбе, при толчке правой ногой правая рука посылается
резким движением вперёд вверх, помогая прыжку.
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования
Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при
преодолении препятствий шириной до 4 м и высотой до 1 м,
которые не могут служить опорой при прыжке.
Сделать энергичный ускоряющийся к концу разбег, оттол-
кнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и,
помогая прыжку энергичным выносом обеих рук вперёд вверх,
перепрыгнуть через препятствие. В полёте туловище наклоне-
но вперёд, ноги согнуты, а руки вынесены вперёд. Приземле-
ние совершается на пятки слегка расставленных ног.
Опорные прыжки применяются при преодолении препят-
ствий высотой до уровня груди, которые можно использовать
как опору.
Прыжок, наступая на препятствие, применяется при
преодолении препятствий высотой до 1 м.
Разбежавшись, оттолкнуться перед препятствием толч-
ковой (сильнейшей) ногой и, подавая туловище вперёд, мяг-
ко вспрыгнуть на препятствие на другую, сильно согнутую
ногу. Не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу,
выполнявшую толчок, и, мягко соскочив на неё, продолжать
движение.
Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при прео-
долении препятствий высотой до уровня груди.
Энергично разбежаться, оттолкнуться левой ногой и вско-
чить на препятствие, опираясь на левую руку и на отведён-
ную в сторону слегка согнутую правую ногу. Тяжесть тела -
на левой руке, большой палец обращён назад. Подавая плечи
вперёд, перенести левую ногу через препятствие, соскочить
на неё и, не задерживаясь, продолжать движение.
Перелезание применяется при преодолении препятствий
высотой 4-5 м. В зависимости от высоты препятствия и
обстановки перелезание может совершаться самостоятельно
(высота препятствия до 2,5 м) или с помощью товарища.
Перелезание с опорой на грудь применяется при преодо-
лении препятствий, высота и верхний край которых позволя-
ют опереться о них грудью.
Подбежать к препятствию, взяться левой рукой за его
край и лечь грудью на препятствие. Переваливаясь через
него, опереться ладонью правой руки о другую сторону пре-
пятствия, перенести через него обе ноги и соскочить.
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования
Перелезание с опорой на руки применяется при преодо-
лении препятствий высотой до уровня плеч.
Подбежать к препятствию, взяться руками за его край и,
оттолкнувшись обеими ногами от земли, выйти в упор. Со-
скакивать можно как при прыжке с опорой о препятствие
рукой и ногой или же перенося через препятствие сначала
левую, а затем правую ногу.
Перелезание «зацепом» применяется при преодолении
дощатых заборов выше роста человека.
Энергично разбежаться, оттолкнуться сильнейшей ногой
от земли в одном шаге от забора и, опираясь другой, согну-
той ногой о забор, ухватиться за его край. Подтянуться и
повиснуть на заборе левым боком к нему так, чтобы верхний
край забора был под мышкой, а локоть левой руки прижат
к забору с обратной его стороны. Согнуть левую ногу и, вы-
нося колено вперед, прижать ногу к забору. Отвести правую
ногу назад и, взмахнув ею, зацепиться каблуком за верх за-
бора. Подтягиваясь к забору, перевалиться через него и со-
Перелезание «силой» применяется при преодолении за-
боров и высоких препятствий, имеющих широкий край.
Энергично разбежаться и, оттолкнувшись одной ногой от
земли, а другой опираясь о препятствие, ухватиться руками
за его верхний край. Подтягиваясь на руках, прижимаясь
грудью к препятствию и помогая себе ногами, выйти в упор.
Перехватить левую руку большим пальцем вперёд. Наклоняя
корпус вперёд, сделать взмах ногами назад вверх, упереться
ладонью правой руки в противоположную сторону препят-
ствия и, перенеся через него ноги, мягко соскочить.
Соскакивание из положения стоя применяется при спры-
гивании с препятствий высотой до 1,5 м, а соскакивание с
опорой на руку - при спрыгивании с препятствий высотой
до 2 м, а также при соскакивании с более низкого препят-
ствия на твёрдый или неровный грунт, с тяжёлым снаряже-
нием и в темноте. При спрыгивании с препятствий высотой
до 3 м применяется соскакивание из положения сидя, а при
спрыгивании с препятствий высотой до 5 м - соскакивание
из положения виса.
При преодолении препятствий через имеющиеся в них от-
верстия применяется пролезание . В зависимости от величины
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования
и формы отверстия пролезать можно боком или головой впе-
рёд. Если отверстие находится на уровне земли, пролезание
совершается вползанием в отверстие по-пластунски.
Передвижение по узкой опоре в зависимости от обстанов-
ки и величины препятствия может проводиться либо сидя
верхом, либо шагом, либо бегом.
На большой высоте, в темноте и при необходимости пере-
двигаться с грузом применяется передвижение по бревну
сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку). Подать туло-
вище вперёд, поставив руки в 30-40 см перед собой. Пере-
неся тяжесть тела на руки и слегка приподнявшись на них,
сделать отмах ногами и передвинуться вперёд к рукам. Про-
Передвижения по бревну шагом и бегом применяются на
небольшой высоте. Двигаться по бревну мелкими шагами на
слегка согнутых в коленях ногах. Ступни ног ставить прямо
вдоль бревна, смотреть на опору в трёх-четырёх шагах перед
собой. При передвижении один за другим идти не в ногу.
Передвигаться по узкой опоре на большой высоте можно
шагом, придерживаясь за верёвку, натянутую сбоку опоры на
высоте пояса.
плавание . При плавании на 100 м старт выполняется
со стартовой тумбочки. По команде «Участникам занять
места» (или подаётся удлинённый сигнал свистком) пловцы
становятся на стартовой тумбочке, а по команде «На старт»
принимают неподвижное положение для прыжка в воду. По
команде «МАРШ» (или подаётся короткий сигнал свистком)
выполнить произвольный прыжок в воду и проплыть дис-
танцию любым способом плавания. Поворот выполняется с
обязательным касанием стенки (поворотного щита) любой
части тела.
1. Расскажите о содержании и значении военно-прикладной
? подготовки. 2. Воспроизведите известные вам способы преодо-
ления препятствий: безопорные и опорные прыжки, перелеза-
ния, соскакивания, пролезания, передвижение по узкой опоре.
3. Выполните упражнения № 1 и 2 по метанию ручных гранат.
Образовательный портал www.adu.by/ Национальный институт образования