Какой легкоатлетический снаряд метают двумя руками. Метание. Легкая атлетика — метание молота

В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и довольно тяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, метают раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота. Также метания можно разделить на две группы: 1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; 2) метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.

В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета - угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда - расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности - угол, образованный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

Финальное усилие;

Торможение после выпуска снаряда.

Четвертая часть - полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, подготовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактными или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель - придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, высота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Во время разбега системе «метатель - снаряд» придается предварительная скорость, которая в разных видах метаний будет различна (2 - 3 м/с - в толкании ядра, 7 -8 м/с - в метании копья и диска, 23 м/с - в метании молота). Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота - угловая скорость.

Во время финального усилия предварительная скорость увеличивается и в этой фазе осуществляется передача количества движений системы «метатель -снаряд» непосредственно снаряду. Причем скорость снаряда увеличивается в метании копья и толкании ядра в 4-5 раз, в метании диска - в 2 раза, а при метании молота в фазе предварительного раскручивания снаряда скорость в 4 - 5 раз выше окончательной. В метании молота инерция движения раскрученного снаряда настолько велика, что спортсмен за счет собственных мышечных усилий не может существенно влиять на скорость снаряда и почти все его усилия направлены на поддержание скорости и создание оптимальных условий для его выпуска.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мыщц плечевого пояса и рук а также за счет опережающих действий нижних звеньев тела. Это верно для метания копья, диска и толкания ядра.

В метании молота иное положение. Сначала работа мышц рук и верхнего плечевого пояса придают скорость, и затем, по мере увеличения скорости снаряда, включаются мыщцы туловища и ног, которые способствуют удержанию правильного положения тела и движению его вокруг оси с продольным продвижением вперед, противодействуя центробежной силе снаряда.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания скорости системе «метатель - снаряд» необходимо данный снаряд "вести" за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движению снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель-снаряд» всегда будет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финального усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен спортсмен, и в последней части фазы передается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышечных усилий придается скорость системе, а затем на коротком отрезке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Для того чтобы увеличить скорость вылета снаряда, можно идти по четырем направлениям: 1) увеличивать силу; 2) увеличивать путь воздействия силы; 3) уменьшить время действия силы и 4) комплексное направление по трем предыдущим.

Спортсмен, постоянно тренируясь, работает над увеличением силы мышц, но этот процесс длительный, и в то же время нельзя до бесконечности увеличивать мышечную силу, так как у человеческого организма есть свой предел. Путь приложения силы - тоже консервативное направление. Как увеличить этот путь в фазе финального усилия, где как раз и происходит основной прирост скорости? Спортсмен ограничен правилами соревнований, местом выполнения метания. Изменения в технике метаний в основном касались фазы разбега. Только в толкании ядра была сделана попытка изменить скачкообразный прямолинейный разбег на вращательный, а метатель А. Барышников показал технику толкания ядра с поворота. В этих двух видах техники толкания ядра есть свои и положительные, и отрицательные стороны. Применение того или иного вида будет зависеть от индивидуальных особенностей метателя.

Третье направление - уменьшение времени действия данной силы на определенном пути имеет больше перспектив, т. е. спортсмен работает конкретно не над развитием силы (хотя и не опускает этот фактор), а над увеличением прироста силы в единицу времени, над быстротой проявления данной силы, которая относится к скоростно-силовым качествам. В финальном усилии спортсмен должен выполнять движение на определенном пути, не отклоняясь от него, для того чтобы вектор предварительной скорости системы «метатель-снаряд» совпал с вектором начальной скорости вылета снаряда. В практике это называют «попасть в снаряд», характеризуя техническую подготовленность метателя. Таким образом, результат в метаниях будет зависеть от скоростно-силовой и технической подготовки метателя.

В придании скорости снаряду участвуют различные звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Причем последующие движения должны как бы наслаиваться на предыдущие, подхватывать движение. Начинают работу мышцы ног, затем - мышцы туловища, плеч, предплечья, а завершают работу мышцы кисти. Это еще одно из правил эффективного техничного выполнения спортивного метания. За счет последовательного включения в работу звеньев тела снизу-вверх в фазе финального усилия происходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние, здесь также в работу включаются растянутые мышцы в каждом звене, и каждое звено включается в работу на скорости, а не с места. Причем скорость звеньев возрастает от нижних к верхним.

Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда - 45° (в безвоздушном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, отличается по половому признаку и весу снаряда.

В спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от:

Начальной скорости вылета снаряда;

Высоты выпуска снаряда;

Аэродинамических свойств снаряда;

Скорости разбега;

Состояния атмосферы (направление и скорость ветра). Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38 до 42°, причем самым оптимальным является угол 42°, дальнейшее увеличение угла приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска: у женщин - 33 - 35°, у мужчин - от 36 до 39°. Это, по-видимому, объясняется разным весом снарядов, различной скоростью вылета и разной площадью поверхности снаряда.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пределах от 27 до 30° для планирующего копья, т.е. старого образца. С введением копья со смещенным центром тяжести угол увеличился до 33 - 34°.

В метании молота самый большой угол вылета - 44°. Это можно объяснить большой массой снаряда и большой начальной скоростью вылета.

При увеличении скорости разбега угол вылета снаряда во всех видах метаний незначительно повышается, кроме метания диска, где, наоборот, угол вылета понижается.

Высота выпуска снаряда также оказывает влияние на результат в метаниях: чем выше высота, тем дальше летит снаряд. Но высоту выпуска снаряда невозможно увеличить для одного и того же метателя. Высота выпуска снаряда будет играть роль при анализе результативности различных метателей. При спортивном отборе необходимо учитывать для специализации в метаниях не только сильных, но и высокорослых, длинноруких спортсменов.

На дальность полета снаряда будет влиять и сопротивление воздушной среды. При метаниях молота, гранаты, малого мяча и толканиях ядра сопротивление воздушной среды постоянно и мало, поэтому их значения обычно не учитывают. А при метании копья и диска, т.е. снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, воздушная среда может оказать существенное влияние на результат.

Аэродинамические свойства диска примерно в 4,5 раза лучше, чем копья. В полете эти снаряды вращаются: копье - вокруг своей продольной оси, а диск - вокруг вертикальной оси. Копье совершает примерно 25 оборотов, что недостаточно для появления гироскопического момента, но эта скорость вращения стабилизирует положение копья в полете. При полете диска вращение его создает гироскопический момент, который противодействует повороту диска вокруг вертикальной оси и стабилизирует его положение в воздухе.

В полете возникает сила лобового сопротивления, которая характеризуется отношением площади поперечного сечения снаряда к силе и скорости набегающего потока воздуха. Набегающий поток воздуха давит на площадь поперечного сечения снаряда, обтекает снаряд. С противоположной стороны возникает область пониженного давления, характеризующая подъемную силу, величина которой будет зависеть от скорости набегающего потока воздуха и угла атаки снаряда. В метании копья и диска подъемная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полета снаряда.

Угол атаки может быть отрицательным и положительным. При встречном ветре необходимо уменьшать угол атаки, тем самым уменьшая силу лобового сопротивления. При попутном ветре угол атаки надо повышать до 44°, создавая диску свойства паруса.

При метании женского диска встречный ветер требует большего снижения угла вылета, чем при метании мужского диска. Дальность метания снаряда будет влиять на угол вылета: чем дальше летит снаряд, тем больше угол вылета.

Во всех видах метания, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд (сила лобового сопротивления) не влияет на угол вылета. При толкании ядра чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот

ТЕХНИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЙ

ЛЕКЦИЯ№8

Техника прыжков с места

Прыжки с места применяются в основном в качестве трениро­вок, хотя и проводят соревнования по прыжкам с места и трой­ному прыжку с места. Прыжок в высоту с места проводят как контрольное испытание для определения прыгучести и силы ног.

Прыжок в длину с места. Техника прыжка с места делится на:

  • подготовку к отталкиванию;
  • отталкивание;
  • полет;
  • приземление.

Подготовка к отталкиванию: спортсмен подходит к линии от­талкивания, стопы ставятся на ширину плеч или чуть уже шири­ны плеч, затем спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, од­новременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз - назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над нос­ками.

Руки, отведенные назад, слегка согнуты в локтевых суставах. Не задерживаясь в этом положении, спортсмен переходит к от­талкиванию.

Отталкивание важно начинать в момент, когда тело прыгуна еще опускается по инерции вниз, т. е. тело движется вниз, но уже начинается разгибание в тазобедренных суставах, при этом руки активно и быстро выносятся вперед чуть вверх по направлению прыжка.

После отталкивания прыгун распрямляет свое тело, вытянув­шись как струна, затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся на­зад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперед к месту приземления. В момент ка­сания ногами места приземления прыгун активно выводит руки вперед, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтя­гивает таз к месту приземления, заканчивается фаза полета. Сги­бание ног должно быть упругим, с сопротивлением. После оста­новки прыгун выпрямляется, делает два шага вперед и выходит с места приземления.

В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и довольно тяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, мета­ют раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота.

Также метания можно разделить на две группы:

1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами;

2) метание снаря­дов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.


В основах техники различают начальную скорость вылета сна­ряда , т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета - (а) угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда - расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности - ф) угол, образо­ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладаю­щих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматри­ваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

  • разбег;
  • финальное усилие;
  • торможение после выпуска снаряда.

Четвертая часть - полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспо­могательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, под­готовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактны­ми или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, по сути у них одна цель - придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Другими факторами дальности полета снаряда являются угол вылета, вы­сота выпуска снаряда и сопротивление воздушной среды.

Дальность полета определяется по формуле: L=V2 x sin 2a

где V - начальная скорость вылета снаряда; а - угол вылета; g - ускорение свободного падения.

Во время разбега системе «метатель-снаряд» придается пред­варительная скорость, которая в разных видах метаний будет раз­лична (2 - 3 м/с - в толкании ядра, 7 - 8 м/с - в метании копья и диска, 23 м/с - в метании молота). Следует помнить, что в толкании ядра и метании копья определяется линейная скорость, а в метании диска и молота - угловая скорость.

Во время финального усилия предварительная скорость увели­чивается и в этой фазе осуществляется передача количества дви­жений системы «метатель -снаряд» непосредственно снаряду. Причем скорость снаряда увеличивается в метании копья и толка­нии ядра в 4 -5 раз, в метании диска - в 2 раза, а при метании молота в фазе предварительного раскручивания снаряда скорость в 4-5 раз выше окончательной. В метании молота инерция движе­ния раскрученного снаряда настолько велика, что спортсмен за счет собственных мышечных усилий не может существенно вли­ять на скорость снаряда и почти все его усилия направлены на поддержание скорости и создание оптимальных условий для его выпуска.

Предварительная скорость в разбеге сообщается системе за счет работы мышц ног и туловища, в фазе финального усилия система передает скорость снаряду за счет мышц плечевого пояса и рук, а также за счет опережающих действий нижних звеньев тела. Это верно для метания копья, диска и толкания ядра.

В метании молота иное положение. Сначала работа мышц рук и верхнего плечевого пояса придают скорость, и затем, по мере (увеличения скорости снаряда, включаются мыщцы туловища и ног, которые способствуют удержанию правильного положения тела и движению его вокруг оси с продольным продвижением вперед, противодействуя центробежной силе снаряда.

Одним из правил в метаниях является то, что для придания (скорости системе «метатель - снаряд» необходимо данный снаряд «вести» за собой, а не «идти» за снарядом. Иными словами, движе­нию снаряда должна предшествовать последовательная цепочка мышечных усилий, создающих данное движение.

Предварительная скорость системы «метатель - снаряд» всегда сбудет оптимальной и будет зависеть от следующих факторов: вида метания, технической и физической подготовленности метателя. Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финально­го усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на 1какие только способен спортсмен, и в последней части фазы пе­редается снаряду.

Скорость, которая придается системе или снаряду, зависит от величины мышечных усилий или от величины проявления силы. "Сначала на более длинном пути разбега за счет меньших мышеч­ных усилий придается скорость системе, а затем на коротком от­резке пути прилагается максимальная мощность для увеличения скорости снаряда.

Условно можно выразить зависимость скорости снаряда от ве­личины силы, пути приложения этой силы и времени действия данной силы следующей формулой:

V – F x L

где V - скорость вылета снаряда; F - сила, приложенная к сна­ряду; L - длина пути действия силы; / - время приложения силы.

Для того чтобы увеличить скорость вылета снаряда, можно идти

по четырем направлениям:

1) увеличивать силу;

2) увеличивать путь воздействия силы;

3) уменьшить время действия силы?

4) комплексное направление по трем предыдущим.

Результат в метаниях зависит от скоростно-силовой и технической подготовки метателя.

В придании скорости снаряду участвуют различные звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Причем последующие движения должны как бы наслаиваться на предыдущие, подхватывать движение. Начи­нают работу мышцы ног, затем - мышцы туловища, плеч, пред­плечья, а завершают работу мышцы кисти. Это еще одно из пра­вил эффективного техничного выполнения спортивного метания. За счет последовательного включения в работу звеньев тела снизу- вверх в фазе финального усилия происходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние, здесь также в работу вклю­чаются растянутые мышцы в каждом звене, и каждое звено включа­ется в работу на скорости, а не с места. Причем скорость звеньев возрастает от нижних к верхним.

Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда - 45° (в безвоз­душном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, отличается по половому признаку и весу снаряда.

В спортивных метаниях угол вылета снаряда зависит от:

  • начальной скорости вылета снаряда;
  • высоты выпуска снаряда;
  • аэродинамических свойств снаряда;
  • скорости разбега;
  • состояния атмосферы (направление и скорость ветра).
  • Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38 до 42°, причем самым оптимальным является угол 42°, дальнейшее увеличение угла приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска: у женщин - 33 - 35°, у муж­чин - от 36 до 39°. Это, по-видимому, объясняется разным весом снарядов, различной скоростью вылета и разной площадью по­верхности снаряда.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пре­делах от 27 до 30° для планирующего копья, т.е. старого образца. С введением копья со смещенным центром тяжести угол увели­чился до 33 - 34°.

В метании молота самый большой угол вылета - 44°. Это мож­но объяснить большой массой снаряда и большой начальной ско­ростью вылета.

При увеличении скорости разбега угол вылета снаряда во всех видах метаний незначительно повышается, кроме метания диска, где, наоборот, угол вылета понижается.

Высота выпуска снаряда также оказывает влияние на резуль­тат в метаниях: чем выше высота, тем дальше летит снаряд. Но высоту выпуска снаряда невозможно увеличить для одного и того же метателя. Высота выпуска снаряда будет играть роль при ана­лизе результативности различных метателей. При спортивном отборе необходимо учитывать для специализации в метаниях не только сильных, но и высокорослых, длинноруких спортсменов.

На дальность полета снаряда будет влиять и сопротивление воздушной среды. При метаниях молота, гранаты, малого мяча и толканиях ядра сопротивление воздушной среды постоянно и мало, поэтому их значения обычно не учитывают. А при метании копья и диска, т.е. снарядов, обладающих аэродинамическими свойства­ми, воздушная среда может оказать существенное влияние на ре­зультат.

Аэродинамические свойства диска примерно в 4,5 раза лучше, чем копья. В полете эти снаряды вращаются: копье - вокруг своей продольной оси, а диск - вокруг вертикальной оси. Копье совер­шает примерно 25 оборотов, что недостаточно для появления ги­роскопического момента, но эта скорость вращения стабилизиру­ет положение копья в полете. При полете диска вращение его со­здает гироскопический момент, который противодействует пово­роту диска вокруг вертикальной оси и стабилизирует его положе­ние в воздухе.

В полете возникает сила лобового сопротивления, которая ха­рактеризуется отношением площади поперечного сечения снаряда к силе и скорости набегающего потока воздуха. Набегающий по ток воздуха давит на площадь поперечного сечения снаряда, об­текает снаряд. С противоположной стороны возникает область по­ниженного давления, характеризующая подъемную силу, вели­чина которой будет зависеть от скорости набегающего потока воз­духа и угла атаки снаряда. В метании копья и диска подъемная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полета снаряда.

Угол атаки может быть отрицательным и положительным. При встречном ветре необходимо уменьшать угол атаки, тем самым уменьшая силу лобового сопротивления. При попутном ветре угол атаки надо повышать до 44°, создавая диску свойства паруса.

При метании женского диска встречный ветер требует большего снижения угла вылета, чем при метании мужского диска. Даль­ность метания снаряда будет влиять на угол вылета: чем дальше летит снаряд, тем больше угол вылета.

Во всех видах метания, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд (сила лобового сопротивления) не влияет на угол вы­лета. При толкании ядра чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Виды метания, их специфика

Метания - это легкоатлетические упражнения, которые требуют кратковременных, но значительных усилий называемых еще «взрывными». Целью этих упражнений является перемещение снарядов на наиболее возможные расстояния. Упражнения в метании помогают гармоничному развитию таких двигательных качеств как: сила, быстрота и ловкость.

Метание по праву относят к самым древним физическим упражнениям. Разнообразные упражнения с метательными снарядами в течение многих тысячелетий помогали совершенствовать физические способности человека, развивали его мышление, способность к анализу. Метание - сложное упражнение. Ведь при броске требуется соразмерить направление, амплитуду, силу и скорость движения руки с моментом выпуска снаряда, выбрать наиболее рациональную структуру движений начиная от принятия определенного исходного положения и кончая сохранением равновесия после броска. Упражнения с мячом и само метание способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной).

Мяч находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости,При выполнении метаний активно работают все основные мышечные группы плечевого пояса, туловища и ног. Выполняются упражнения быстро, при большой амплитуде и требуют точности.

Таким образом, роль метания, как средства физического развития детей, особенно младшего школьного возраста, очевидна

Метания делятся на 3 вида:

Легкие снаряды «копье, граната, малый мяч» метают с разбега броском из-за головы;

Более тяжелые снаряды «диски различного веса» метают с разгона снаряда, используя вращение тела метателя;

Тяжелые снаряды «ядра различного веса» толкают со скачка.

Методика обучения метанию детей младшего школьного возраста.

Базовый компонент программы по физическому воспитанию учащихся 1-4 классов средней школы включает, кроме прочих, раздел легкая атлетика, в который, наряду с ходьбой, бегом и прыжками входят метания и являются обязательным двигательным действием для изучения школьниками.

Для обучения метанию младших школьников используют малый мяч. Начинать обучение метанию малого мяча следует с метания в цель и на дальность. В дальнейшем метание малого мяча заменяется метанием копья и гранаты. Обучение метанию мяча, гранаты, и копья имеет много общего, и только немного отличается из-за формы снаряда.

В начале обучения метать в полную силу не рекомендуется. Это может привести к травмам локтевого сустава.К обучению метанию приступают после того, как учащиеся приобретут некоторый навык владения мечом.

Методика обучения метанию детей младшего школьного возраста включает в себя три последовательных этапа.

Использование специальных упражнений, развивающих правильную технику обращения с мячом. Примерный перечень упражнений:

Бросить мяч в пол и поймать его.

Бросить мяч вверх и поймать его.

Бросить мяч вверх (в стену), дать ему упасть на пол и после отскока поймать.

Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол.

Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, затем о пол и поймать его после отскока.

Стоя спиной к стене вплотную бросить мяч в стену над головой и после отскока от пола поймать его.

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.

Стоя лицом к стене бросить мяч в стену и поймать его с поворотом спиной к стене после отскока от пола. упражнение метание школьный

То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол.

Бросить мяч правой рукой под левую ногу и поймать левой рукой.

То же, левой рукой под правую ногу.

2. Ознакомление с техникой метания мяча.

Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, знакомит с правилами соревнований.

3. Обучение держанию и выбрасыванию снаряда.

Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. При обучении правильному хвату надо следить, чтобы обучающиеся не держали мяч излишне крепко. Мяч держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.

Последовательность обучения:

Броски мяча и ловля.

Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания. И.п. - стать лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Специфика проведения учебно-тренировочных занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом их анатомо-физиологических особенностей. Анализ эффективности упражнений с применением асан йоги для развития гибкости у пловцов младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Физическая подготовка в баскетболе, развитие выносливости и гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, упражнения для развития физических качеств.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Формирование культуры личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. Возрастные особенности физического развития детей старшего школьного возраста. Характеристика специальных упражнений лыжника для развития качеств.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2014

    Особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста. Задачи физического воспитания в среднем и старшем школьном возрасте. Специфика физических нагрузок в подростковом возрасте. Силовые упражнения с малыми и средними отягощениями.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика проведения различных подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей 6-7 лет. Характеристика действий с мячом и методика обучения им дошкольников. Особенности влияния упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2010

    Роль гигиенического и физического воспитания детей. Виды закаливания школьников. Использование физических упражнений в естественных условиях для физического воспитания школьников. Спортивные упражнения на воздухе зимой. Физические упражнения летом.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушением интеллекта. Виды выносливости, основные средства и методы ее развития у детей школьного возраста. Развитие физического состояния, психомоторики и двигательных способностей у молодежи.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2015

    Сущность понятия силы и силовых способностей. Средства и методы их развития. Возрастные особенности детей 15-16 лет. Темпы прироста различных физических качеств у детей старшего школьного возраста. Разработка комплексов специальных физических упражнений.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2015

    Физические упражнения как основное и специфическое средство формирования осанки. Роль оздоровительных сил природы и гигиенических факторов в формировании осанки. Комплексное применение средств закаливания. Выполнение режима дня и личной гигиены.

Метание снаряда – один из наиболее древних видов спорта. Способность точно попадать в цель в древности приравнивалась к умению выживать. Метание совершенствует координацию движений, формирует навык правильного распределения усилия и развивает большинство групп мышц одновременно. В легкой атлетике различают метание нескольких видов снарядов. Об основных техниках метания и их правильности и пойдет речь в этом обзоре.

История метания

Способность человека убивать добычу на расстоянии, стала одной из причин доминирования вида Homo Sapiens. Исследователи предполагают, что техника метания восходит к каменному веку (около 300–30 тысяч лет назад). Именно в это время первобытные охотники развивали технику и виды метания.

Предположительно, размер снаряда и используемый стиль броска зависели от вида добычи, а первичной целью было попадание и убийство дичи или врага. В качестве метательных снарядов использовались копья, камни, топоры и другие подручные предметы.

Знаете ли вы? Самое раннее упоминание о метании молота относится к эпохе правления Эдуарда III (1327–1377 гг.). Своим указом король запрещал метание молота вместе с другими видами спорта для того, чтобы люди не пренебрегали тренировкой стрельбы из лука.

В ходе исторического развития цивилизации навыки в метании были чрезвычайно востребованы вплоть до эпохи изобретения огнестрельного оружия. Учитывая постоянство военных конфликтов, воины не прекращали тренировки даже в мирное время.

Со временем они превратились в спортивные соревнования. Первым зафиксированным видом метания стало метание диска. Этот сюжет встречается на множестве греческих амфор и фресок. Вместе с тем, было распространено и метание копья.

Оба вида вошли в программу Олимпиады (V век н. э.). Для древних скандинавов было актуальным метание топора. Лёгкая атлетика сегодня включает соревнования по метанию всех вышеперечисленных снарядов и ядра.

Сейчас не проводятся соревнования по метанию на меткость – только на дальность. Это привело к эволюции используемых снарядов. Так, копьё для поражения цели обладает отличным балансом и может преодолевать расстояние более 100 метров.

Но такое копьё небезопасно для зрителей, судей и других участников соревнований. Поэтому баланс был изменён так, чтобы копьё не могло преодолеть спортивную площадку (400 метров). Вместе со снарядами изменялась и техника выполнения.

Функции

Соревнование в бросках выполняется на дальность. Важно умение спортсмена координировать зрительные и двигательные реакции. Во время выполнения важны сила, ловкость и скорость. При этом совершенствуются вестибулярный и двигательный анализаторы.

В момент выполнения задействованы мышцы предплечья и плечевого пояса. Работают также мышцы шеи, пресса, нижних конечностей. Чтобы далеко бросить снаряд, необходимо поставить руку так, чтобы её масса создавала сопротивление движениям туловища и плеча в ходе вращения.

В движении руки задействованы сухожилие, связки и мышцы плеча. Высвобождающаяся энергия обеспечит быстрое вращение, под воздействием которого выпрямляется локоть, и снаряд отправляется в полёт с высокой скоростью.

Функции метания:

  • дальность полёта;
  • поражение цели.

Если нужно бросить снаряд дальше, то ему нужно придать изначально более высокую скорость. Здесь также важна сила броска. Если же бросок должен поразить цель, то необходим точный глазомер и чёткая координация движений.

Виды метания

Наши современники проводят 4 вида соревнований по метанию. Каждый из них характеризуется своей техникой, которая зависит от типа и веса снаряда. В некоторых соревнованиях, по разным причинам, возникло и используется более одной техники.

Так, основной способ броска диска разработан в Древней Греции. Движение выполняют в вертикальной плоскости. Диск приобретает в движении собственный вращательный момент. Если правильно его бросить, то поток воздуха будет способствовать полёту и улучшать результат.

Новый способ был введен в 1900 году чешским атлетом Я.Суком. Впоследствии финны развили и успешно применяли ту же технику. Спортсмен бросал диск с поворотом и под более плоским углом.

Свой способ существует и у американских метателей. Они выполняют бросок с глубоким приседом и поворотом вокруг своей оси. При броске диску передаётся ускорение вращения.

Копьеносцы разгоняются по прямой и бросают копьё вперёд с замахом над плечом. Боевые копья были тяжёлыми. А вот спортивный облегчённый вариант (до 800 г) позволяет метнуть снаряд дальше, чем на 100 метров. По этой причине на соревнованиях зафиксирован ряд несчастных случаев.
Тщательно изучив свойства снаряда, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) стандартизировала копьё со смещённым центром тяжести, которое не позволяет бросить его дальше ста метров.

Метание молота хорошо известно северным народам. И хотя такой спорт считался плебейским, он был очень популярен. Люди всегда любят продемонстрировать свою силу и ловкость. Первоначально бросок выполнялся с размаху и с одного поворота.

Со временем, когда молот стал предметом, который нужно бросить далеко, а не прицельно, он претерпел изменение формы. Теперешний молот – это круглый шар на металлической проволоке с ручкой, для удобства держания.

Чтобы его метнуть, спортсмен берётся за ручку и придаёт молоту скорость и энергию, вращаясь вокруг своей оси. Чтобы метнуть ядро, спортсмен выполняет примерно те же действия, что и при броске молота. Особенна здесь техника удерживания снаряда.

Сто лет назад ядро толкали одной рукой с места. Теперь атлет перемещается по кругу. В момент броска опора делается на ноги, что придает скорость снаряду и увеличивает дальность.

Толчком

Толкание ядра может выполняться с места, с шага, со скачка. Атлет может двигаться боком или с поворотом. Таким же образом, как и ядро, можно бросать мяч. Скорость его полёта зависит от того, какое начальное ускорение снаряд получил от системы «спортсмен + снаряд».

Толчковая техника имеет следующие особенности выполнения:

  • ядро удерживается в одной руке, которую поднимают к шее. В любой момент броска рука, удерживающая снаряд, не должна опускаться ниже уровня плеча;
  • движение состоит из подготовки, размаха, броска со скачком или без и заключительной фазы возврата тела в обычное положение.

Техника выполнения:

  1. Атлет становится как можно дальше от центра круга, так как двигаться при броске он будет к его центру.
  2. Опорной ногой обычно бывает правая, и центр тяжести переносится на неё.
  3. Чтобы набрать базовую скорость, атлет начинает раскачиваться в плоскости метания.
  4. Когда набрана достаточная для броска энергия, делается замах второй ногой назад.
  5. Затем следует рывок тела вперёд, толчок опорной ногой с выпрыгиванием в центр площадки. Прыжок должен следовать вдоль поверхности земли, а не вверх, на высоту не более 25 см.
  6. Вместе с прыжком ядро уходит вперёд, принимая ускорение от толчка спортсмена. Угол полёта – около 45 градусов.
  7. Теперь нужно стабилизировать положение тела. Для этого вес переносится на маховую ногу с одновременным движением назад. Так происходит торможение.
  8. Выбросив ядро, атлет меняет положение ног, и таким образом происходит торможение и выравнивание.

Видео: техника выполнения толкания ядра

Часть 1

Часть 2

Броском из-за головы

Для броска копья, рука заносится над плечом. Дистанция для выполнения – прямая полоса, около 400 м длиной. Зона метания ограничивается чертой, за которую нельзя заходить в прыжке.

Знаете ли вы? Большинство видов спорта, в том числе метание, изначально практически не имело правил, а те, что используются в соревнованиях сегодня, были определены и обобщены в XIX веке.

Техника выполнения включает три стадии:

  • разбег;
  • основное действие;
  • торможение.

Копьё обхватывают ладонью так, чтобы удерживать его двумя пальцами: большим вместе с указательным или вместе со средним. Остальные пальцы охватывают древко. Мизинец упирается в ладонь.

Особенность современного копья – лёгкий вес и смещённый центр тяжести. Максимальная дальность полёта такого копья не превышает 100 м. Дальность разбега – 15–20 м.
Техника выполнения:

  1. Атлет отходит к дальнему краю дистанции. Рука со снарядом поднимается над ухом, наконечник копья чуть приподнят.
  2. Делая первый шаг, руку с копьём отводят назад, и снаряд выравнивается в горизонтальной плоскости. Рука с копьём становится перпендикулярна груди.
  3. К третьему шагу рука выпрямляется для броска, спортсмен отталкивается ногами и бросает снаряд.

Руку с гранатой также заносят над плечом. Бросок может выполняться с места, со скачка или в разбеге.

Важно! Энергию для броска производят ноги в момент толчка, а не руки. Ноги работают, как кнут, подгоняющий снаряд. Руки всего лишь сохраняют энергию, придают ей направление и завершают бросок.

С поворотом

Метание диска – самый древний вид спортивного метания. Атлеты с диском изображены на многочисленных греческих амфорах и фресках. Древние греки метали диск с возвышения.

С возрождением Олимпийских игр диск начали метать из ограниченного сектора, как и ядро. Бросок выполняется одной рукой, ускорение возникает от вращения диска. Метание диска или молота выполняется с углом вылета около 35 градусов.
Современный диск имеет слегка выгнутую форму для улучшения его аэродинамики. Атлеты считают, что главное в броске диска – это уловить направление ветра и «положить диск» на воздушный поток. Такой диск движется ровно и красиво.

Техника выполнения:

  1. Диск расположен на разведённых пальцах руки и удерживается фалангами.
  2. Атлет отходит к дальней части зоны броска, так как движение будет выполняться внутрь площадки.
  3. Атлет сгибает правую ногу, переходя в полуприсед, центр тяжести перемещается на эту же ногу.
  4. Левая нога поворачивается так, что её упор приходится на носок. Ноги находятся в одной линии.
  5. Тело спортсмена наклоняется в противоположную направлению броска сторону.
  6. Рука с диском поднимается вверх. Диск по-прежнему удерживают только пальцы.
  7. Движение рук напоминает маятник: они движутся вниз, а затем вновь вверх. В этот момент вес тела перераспределяют на другую ногу.
  8. Атлет начинает вращаться для набора кинетической энергии. А затем выполняет бросок рывком корпуса вместе с диском.

Техника метания молота отличается от броска диска. Молот удерживается за ручку. Спортсмен находится как можно ближе к центру площадки. Молот удерживают двумя руками за ручку и отправляют в полёт вращением. Обычно бросок выполняют с трёх или четырёх поворотов.

Знаете ли вы? Франтишек Янда-Сук (František Janda-Suk) – спортсмен из Богемии, который построил свою технику броска диска на вращении всего тела, приняв в качестве образца знаменитую статую Дискобола (скульптор Мирон, V век до н. э.) Эта техника и Дискобол принесли спортсмену серебряную медаль на Олимпиаде в 1900 году.

Основные правила

В соревнованиях на метание действуют следующие правила:

  1. Время на выполнение – 2 минуты. Если за это время бросок не выполнен – бросок не зачтут.
  2. Нельзя покидать пределы зоны для метания, заступать за границу.
  3. Нельзя касаться планки или чего бы то ни было за зоной метания.
  4. Для приземления снаряда отведена специальная зона, отмеченная флажками. Если снаряд упадёт вне этой зоны – попытка не будет учтена.
  5. Выходить из сектора для броска можно только после приземления снаряда.

Техника метания

На технику оказывает влияние форма снаряда, масса и удобство броска. Поэтому для каждого снаряда – она своя.
В целом можно отметить общие этапы для выполнения:

  • подготовка;
  • разбег;
  • бросок;
  • торможение.

Основная задача подготовки – придать снаряду наибольшую скорость. В момент набора энергии или разбега мышцы плечевого пояса и предплечья создают скорость движения снаряду. Затем в работу включаются мышцы нижних конечностей и туловища. Именно от них зависит правильная траектория полёта.

Важно! Чрезвычайно важным является то, что тело должно увлекать снаряд за собой и задавать траекторию, а не устремляться за снарядом. Это два принципиально разных мышечных усилия.

Снаряд необходимо держать с помощью одной руки. Исключение – молот, его нужно держать двумя руками. Точка касания должна способствовать правильной фиксации, которая будет оптимальной в момент броска и не позволит упасть или изменить направление в момент набора энергии.

Положение руки зависит от техники выполнения броска: на уровне плеча, над головой, перед собой. Правильное положение рук для каждого снаряда подробно описывается в технике выполнения броска.
Очень важно укреплять мышцы руки, поскольку сила руки влияет на результативность броска и его дальность.

Важно! Если у вас не получается бросить снаряд далеко – уменьшайте вес, оттачивайте технику броска и делайте упражнения на укрепление мышц.

Подготовка к разбегу и разбег

Существует две техники разбега:

  1. Скачкообразная по прямой (для копья и гранаты).
  2. Вращательная (молот, диск).

Перемещение с поворотом позволяет увеличивать не просто силу броска, а силу в один момент времени, что лучше повлияет на результат. При этом вектор скорости атлета и снаряда должен быть равно направлен с вектором скорости летящего снаряда. Мышечные группы включаются в формирование движения снизу вверх.

Начинают работать мышцы ног, они передают движение туловищу, затем подключается плечевой пояс, предплечья. Завершают движение системы «атлет + снаряд» мышцы кисти. В начале движения упор обычно делают на ведущую (правую) ногу. Поэтому движение начинается с неё же.

Финальное усилие

Перед финальным рывком, атлет должен принять ту позу, которая позволит увеличить скорость вылета. Частично, такую позу тело принимает под влиянием инерции правильно выполненного предыдущего движения.

Важно! Анатомически строение тела женщины больше подходит для метания молота, чем для других видов. Длина туловища женщины относительно ног позволяет лучше сохранять равновесие при вращении.

Центр тяжести смещается в направлении вылета снаряда. Затем следует толчок ногами и выброс тела вперёд. Вся накопленная энергия передаётся снаряду, а спортсмен переходит к следующему этапу.

Вылет и полет снаряда

Угол вылета определит результативность броска. Оптимальным считается угол в 30–45 градусов. Минимальным будет угол вылета копья (30 градусов), а максимальным – угол молота (45 градусов).

На этот параметр влияют аэродинамические особенности копья или диска, его стартовая скорость, влияние ветра на площадке и высота полёта. Сопротивление воздуха учитывают для копья и диска, так как для них характерны аэродинамические свойства.
Торможение считается второстепенной фазой. Но если спортсмен переступит границы площадки, не удержав равновесие, то попытку не зачтут. Здесь нужно погасить скорость движения путём переноса веса тела с толчковой ноги, после чего принять статичное положение.

Меры безопасности

Для участия в соревнованиях допускается использование только тех снарядов, которые соответствуют установленным для конкретного вида параметрам (длина, вес). Не разрешается перемещаться по спортивной площадке в момент полёта снаряда.

В качестве профилактики травматизма, также учитывают следующие факторы:

  • для метания диска или молота место его броска огораживают специальной сеткой;
  • все крепления и сетки проверяются на надёжность;
  • снаряды должны быть сухими (даже если на площадке недавно шёл дождь);
  • перед выполнением броска рекомендуется разогреть мышцы разминкой;
  • нельзя проводить метания во встречных направлениях одновременно;
  • перед началом метания, обязательно звучит команда-предупреждение;
  • в момент броска все должны смотреть в направлении движения, чтобы успеть уклониться.

Чтобы ваши броски были результативны, изучайте технику метания. Это не только существенно повысит показатели, но и позволит избежать травм: вывихов и растяжений связок.

Знаете ли вы? Герой ирландской мифологии Кухулин был славен интересной техникой метания копья – «бросок лося». Воин бросал своё копьё в противника ногой из-под воды.

Также важно учиться координировать движения. И помните, в спорте нет ничего невозможного – всё зависит от вашего желания и упорного труда.

К основным видам легкоатлетических метаний относятся толкание ядра, метание диска, копья и молота. Целью метаний является стремление добиться наибольшей дальности полета спортивного снаряда. В решении этой задачи большое значение имеет владение рациональной техникой метания и высокий уровень развития физических качеств спортсмена.

Теоретически дальность полета снаряда (без учета сопротивления воздуха) можно определить по формуле: \ где v - начальная скорость вылета снаряда, а - угол вылета, g - ускорение свободного падения.

Как видно из формулы, увеличение дальности полета снаряда в наибольшей степени зависит от повышения начальной скорости вылета и увеличения угла вылета (так как ускорение свободного падения - величина постоянная 9,81 м/с 2). Однако лишь постоянное увеличение начальной скорости будет способствовать улучшению спортивных результатов. Увеличение же угла вылета имеет предел, равный 45°, и дальнейшее повышение этого угла не приводит к увеличению дальности полета снаряда. Расчеты показывают, что чем больше начальная скорость, тем больше ее влияние на дальность метания, которая пропорциональна квадрату скорости вылета снаряда. Прирост же спортивного результата за счет увеличения угла вылета (в пределах 45°) все более снижается.

Таким образом, увеличение начальной скорости вылета снаряда под оптимальным углом - главная задача метателя. Решению этой задачи способствует рациональная техника метаний, позволяющая наиболее целесообразно использовать основные физические качества спортсмена.

Несмотря на различную форму и вес снарядов, на разные условия и способы выполнения метаний, имеется много закономерностей, обусловливающих рациональную технику. Для удобства анализа техники метаний ее условно можно разделить на следующие основные фазы: держание снаряда, разбег, подготовка к финальному усилию, финальное усилие, вылет и полет снаряда.

Держание снаряда

Способ держания снаряда в руке и его несение во время разбега (поворота) зависят от устройства снаряда и техники метаний. Независимо от вида метаний общие требования правильного держания снаряда должны обеспечить спортсмену свободное выполнение всех движений с большой амплитудой. Правильное держание снаряда позволяет наиболее полно использовать длину и силу конечностей, по возможности расслаблять мышцы метающей руки до финального усилия и сохранять контроль за движениями спортсмена. Все это способствует передаче силы метателя на снаряд в нужном направлении и по наибольшему пути, что и обеспечивает высокую начальную скорость вылета снаряда.

С точки зрения биомеханики для увеличения амплитуды движения снаряд лучше держать так, чтобы он был ближе к концам пальцев метающей руки. Вместе с тем, следует учитывать и то, что чрезмерное удаление снаряда на концы пальцев может ослабить хват. Поэтому каждый метатель с учетом этих общих положений и своих индивидуальных особенностей должен определить для себя соответствующий способ держания снаряда.

Разбег

Разбег в метаниях выполняется с целью достижения оптимальной скорости передвижения метателя и снаряда, которые составляют единую систему. Он выполняется в виде бега (метание копья и гранаты), скачка (толкание ядра) и вращения (метание диска и молота, а также в некоторых случаях толкание ядра). Эта скорость в различных метаниях должна быть оптимальной, обеспечивающей наиболее эффективное ее использование в финальном усилии. Наибольшая скорость перемещения снаряда создается в метании молота, где к концу 3-4-го поворота она достигает 23-25 м/с (при метании диска - 10-15 м/с, при метании копья - 6-8 м/с). Самый медленный разбег при толкании ядра - около 3 м/с.

О роли разбега в метаниях говорят такие факты: при толкании ядра разница в дальности между броском с места и с разбега составляет в среднем 1,5-2 м, при метании диска - 7-10 м, при метании копья - 20-24 м. Эти данные могут служить критерием эффективности разбега.

Для достижения максимальной скорости броска, скорость разбега метателя должна соответствовать его скоростным и силовым возможностям, а также способности использовать в финальном усилии энергию, приобретенную в разбеге.

При вращательном разбеге энергия, накопленная системой метатель-снаряд, находится в прямой зависимости от угловой скорости всей системы, ее массы и радиуса вращения. При выполнении поворотов происходит чередование одноопорного и двухопорного положений. Так как двухопорное положение позволяет метателю более надежно обеспечивать устойчивость при вращении, то прежде всего в этом положении следует добиваться увеличения скорости вращения тела. Время пребывания в безопорном положении, при котором метатель не в состоянии увеличить скорость, должно быть минимальным.

При одинаковой угловой скорости вращения линейная скорость движения снаряда находится в прямой зависимости от длины пути его движения и достигается за счет большего радиуса вращения снаряда. Вместе с тем, вращение снаряда по большему радиусу с одной и той же угловой скоростью требует от метателя и больших усилий.

Наилучший разбег предполагает увеличение скорости системы метатель-снаряд от его начала до конца. Однако на практике это ускорение происходит неравномерно, иногда наблюдаются довольно значительные его колебания.

Подготовка к финальному усилию

Во второй части разбега, разогнав снаряд до определенной горизонтальной скорости, метатель проводит подготовку к финальному усилию, которое выполняется в виде так называемого обгона снаряда. При этом нижние части тела обгоняют верхние и снаряд. Обгон снаряда происходит не только в передне-заднем направлении, но и путем скручивания туловища и поясничной области в сторону, обратную направлению метания. Эти действия метателя играют очень важную подготовительную роль для успешного выполнения финального усилия. Они позволяют увеличить путь воздействия на снаряд, растягивают основные мышечные группы и создают предпосылки для быстрого перемещения всей массы метателя и основных участвующих в метании звеньев.

Во всех метаниях началу финального усилия не предшествует наличие опоры на обеих ногах, так как усилие начинается раньше постановки левой ноги на грунт. Это проявляется в виде некоторого выпрямления туловища и правой ноги еще до постановки левой ноги и оказывает положительное влияние на нарастание ускорения снаряда в момент перехода от разбега к броску. Однако это не означает, что надо подчеркивать начало броска, стоя еще на одной правой ноге и стремясь ее поскорее выпрямить, так как стремление к быстрой постановке левой ноги - правило метания любого снаряда.

Поступательное движение массы метателя не должно замедляться при переходе к финальному усилию, так как величина конечной работы пропорциональна массе и ее ускорению.

Исходное положение метателя перед финальным усилием во всех видах метаний имеет общие черты. Это положение характеризуется, во-первых, некоторым понижением ОЦТТ для лучшего использования силы ног при броске (за счет удобной расстановки ног и их сгибания до оптимальных пределов), а во-вторых, увеличением расстояния от руки со снарядом до предполагаемой точки вылета снаряда (за счет наклона и скручивания туловища, отведения руки со снарядом), что увеличивает путь воздействия силы метателя.

Целесообразность всех действий метателя перед финальным усилием должна рассматриваться с точки зрения обеспечения оптимальных условий для увеличения пути и силы воздействия на снаряд и максимального использования скорости, приобретенной метателем в разбеге.

Финальное усилие

Определенной границы между разбегом, подготовкой к финальному усилию и самим финальным усилием не существует. Ошибкой является наличие паузы или сохранение определенного положения вместо стремительного перехода к броску.

Переход к развитию мощного финального усилия начинается с момента постановки левой ноги на грунт. Большое значение во всех видах метаний имеет активное быстрое и мощное разгибание правой ноги, которое воздействует на тело метателя с ускорением вперед-вверх и ускоренно перемещает правую сторону таза вперед. Одновременно левая нога создает тормозящее влияние на перемещение тела вперед и способствует движению системы метатель-снаряд вверх. Поэтому левая нога при постановке на землю обычно, слегка амортизируя, несколько сгибается и быстро выпрямляется.

Во всех метаниях в начале финального усилия таз выводится вперед, его движения опережают движения плеч.

Правильное выполнение финального усилия предполагает начало движения с наиболее крупных и сильных мышечных групп с переходом к усилиям более мелких, но способных в этих условиях к быстрому сокращению групп мышц. Поэтому финальное усилие начинается с быстрого разгибания ног и туловища, убыстряясь по мере включения более удаленных звеньев тела (плечо, рука, кисть).

От начала броска до момента вылета снаряда быстро и напряженно работают все мышечные группы спортсмена - от пальцев ног до пальцев метающей руки, что требует высокой согласованности и координации движений. В начале финального усилия метатель затрачивает значительную силу на разгон всей системы метатель-снаряд, а накопленную при этом энергию он должен максимально использовать для передачи ее на снаряд, причем наибольшее усилие метатель может проявить при двухопорном положении, чем и вызвана необходимость быстрой постановки ног.

В процессе финального усилия перед метателем стоит задача не только увеличить путь приложения силы к снаряду, но и реализовать свои силовые и скоростные возможности для непрерывного воздействия на снаряд по всему пути с силой, обеспечивающей наибольшее увеличение его скорости при выпуске. У спортсменов высокой квалификации начальная скорость вылета снаряда достигает: в метании копья - 35 м/с, в метании диска - 28 м/с, в толкании ядра - 13-15 м/с.

Более рациональному применению силы метателя в финальном усилии способствует умелое использование эластических свойств мышц. Известно, что чем большая сила будет затрачена на растягивание мышц (до определенных пределов), тем большую работу они могут произвести при сокращении.

Определенную роль при метаниях играет работа свободной (левой) руки. В финальном усилии отведение ее в сторону (с опережением вращения туловища) способствует не только увеличению жесткости оси вращения, но и более быстрому сокращению предварительно растянутых мышц.

Вылет и полет снаряда

При выпуске снаряда сила метателя должна прилагаться таким образом, чтобы обеспечить наибольший его полет. Величина угла вылета имеет переменное значение и в каждом отдельном случае может быть различной. Как излишне высокий, так и низкий полет снаряда не дает нужного эффекта. Несмотря на то, что теоретически, без учета сопротивления воздуха, наиболее выгодным углом вылета любого снаряда считается угол 45°, на практике оптимальные углы вылета различных снарядов оказываются меньше.

Во-первых, это обусловливается тем, что спортивный снаряд выпускается в среднем на высоте от 160 до 200 см. Наличие разницы уровней вылета и приземления снаряда (так называемый угол местности) является первой причиной уменьшения теоретического угла выпуска. Во-вторых, метание под меньшим углом позволяет увеличить путь воздействия на снаряд и, в-третьих, строение мышечной системы спортсмена способствует большему приложению усилий при более низком угле вылета.

Все метательные снаряды при вылете получают вращательное движение, которое только в метании диска и копья имеет особое значение. Здесь действуют закономерности известного в механике принципа гироскопа (волчок с тяжелым диском), основным свойством которого является стремление сохранить ось вращения в пространстве и сопротивляться попыткам изменить положение этой оси.

Из механики известно, что сопротивление воздушной среды движущемуся телу пропорционально проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению движения, и квадрату скорости, поэтому практически сопротивление воздуха учитывается в случаях, когда начальная скорость вылета снаряда значительна.

При большой начальной скорости вылета диска и копья создается не только отрицательная сила лобового сопротивления воздуха, но и при благоприятных условиях возникает некоторая положительная подъемная сила, заставляющая эти снаряды планировать, удлиняя полет. Подъемная сила возникает благодаря разнице давлений сверху и снизу обтекающего снаряд воздуха.

Важную роль при метании планирующих снарядов играет так называемый угол атаки, который образуется продольной осью снаряда и траекторией полета. Он может быть нейтральным, положительным или отрицательным. Подбор соответствующей траектории и угла атаки позволяет опытным метателям показывать лучшие результаты при метании планирующих снарядов против небольшого ветра (до 5 м/с).

Оптимальными углами вылета при метании различных снарядов являются: при метании молота - 42-44°, при метании диска - 36-39° (мужского) и 33-35° (женского), при метании копья - 28-31°, при толкании ядра - 38-41°. При метании диска и копья против ветра оптимальный угол вылета уменьшается (по мере увеличения скорости ветра), при попутном ветре - увеличивается.

Читать далее

  1. Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
  2. Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в учебных заведениях
    • Содержание учебных программ по физическому воспитанию в различных учебных заведениях и планирование учебной работы
    • Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)
    • Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  3. Легкая атлетика в системе оздоровительных мероприятий
    • Место и значение легкой атлетики в системе оздоровительных мероприятий
    • Влияние легкоатлетических упражнений на организм человека
    • Методические рекомендации по проведению занятий по оздоровительному бегу и ходьбе
    • Контроль и самоконтроль занимающихся оздоровительным бегом и ходьбой
  4. Основы техники видов легкой атлетики
  5. Спортивная ходьба
  6. Бег на короткие дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на короткие дистанции
  7. Эстафетный бег
  8. Бег на средние дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на средние дистанции
  9. Бег на длинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на длинные дистанции
  10. Бег на сверхдлинные дистанции
    • Основные правила соревнований в беге на сверхдлинные дистанции. Бег по шоссе
  11. Барьерный бег
  12. Бег с препятствиями
  13. Прыжки в длину с разбега
    • Основные правила соревнований в прыжках в длину с разбега
  14. Тройной прыжок с разбега
    • Основные правила соревнований в тройном прыжке с разбега
  15. Прыжки в высоту


Загрузка...
Top