Общая физическая подготовка (ОФП). Что такое ОФП? Комплекс упражнений ОФП Как строить комплексы упражнений

Общая физическая подготовка (ОФП) в системе физического воспитания студентов

Методические основы ОФП Средства ОФП Методические принципы физического воспитания Методы ОФП Методика развития физических качеств

Методические основы ОФП

Физическая подготовка человека способствует улучшению жизненно необходимых умений и навыков. В основе физической подготовки лежит процесс тренировки, который характеризуется выполнением какого-либо действия путём многократных повторений. Физическая подготовка состоит из общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).

ОФП - учебный процесс, направленный на развитие функциональных возможностей организма, двигательных (физических) качеств, обеспечивающих всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, которые подготавливают человека к выполнению различной работы.

ОФП способствует повышению общей работоспособности человека, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП стоят следующие задачи:

Достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

Приобрести общую выносливость;

Повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

Улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

Научиться выполнять движения без лишних напряжений, овладеть умением расслабляться.


С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – необходима специальная подготовка.

Средства ОФП

Процесс ОФП реализуется посредством использования различных средств физической культуры:

Физические упражнения – основное средство! Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы

Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естест­венное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, ко­торые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоиз­меняясь, становились физическими упражнениями – средствами фи­зического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физи­ческим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно вели­ко. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержа­нию и по целевой направленности.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факто­ры являются средствами физического воспитания.
Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.
Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспи­тания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Принципы ОФП

Физические упражнения дают положительный эффект только при условии строгого соблюдения основных правил (принципов) проведения занятий.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирова­ние осмысленного отношения и устойчиво­го интереса к занятиям физическими уп­ражнениями.

Принцип наглядности. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тре­нировочного занятия главное – создать пра­вильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также инди­видуальные различия в физических и пси­хических способностях занимающихся.

Принцип систематич­ности. Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в боль­шей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфи­ческими закономерностями приобретения и закрепления умений и на­выков, совершенствования форм и функции организма.
Не меньшее значение имеет и , т. е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снизит психологические перегруз­ки, возникающие при выполнении однообразных заданий.
Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определяется логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность оказывает влияние и особенности возрастного развития человека.


Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих.

Принцип прочности - формирование умений и навыков при усвоении учебного материала. Психологи выделяют 4 уровня усвоения:

    1 уровень (знакомство): умение узнавать изученный объект среди остальных 2 уровень (репродукция): умение воспроизводить изученный материал 3 уровень (умение): умение решать практические задачи по изученному материалу 4 уровень (творчество): умение создавать новые подходы в решении проблем в сфере деятельности.

Методы ОФП

В процессе физического воспитания применяются как об­щепедагогические методы, так и специфические, основанные на актив­ной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает твердо предписанную программу движений (заранее обусловлен­ный состав движений, порядок повторений).
Игровой метод основан на сочетании различных ситуаций и соответствующих им самостоятельных действий игроков (занимающихся). Стимулирует процветание активности, двигательного творчества, может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми, например, футболом, волейболом и т. д.
Соревновательный метод используется как в относительно эле­ментарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревнова­тельного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упо­рядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач. Это, прежде всего, совершенствование уме­ний, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состяза­ний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможнос­тей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Круговой метод заключается в выполнении специально подобранных комплексов упражнений и их чередовании с целью развития различных групп мышц и физических качеств.

Развитие физических качеств

Общая физическая подготовка характеризуется суммой развития физических качеств. Физические качества – это функциональные свойства организма, которые предопределяют развитие возможностей человека. В теории физического воспитания принято разделять 5 физических качеств: силу быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к действиям.

Развитие силы.

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Развитие силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся гимнастикой.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном напряжении. Относительная сила- величина абсолютной силы, приходящаяся на 1кг массы человека. Сила измеряется помощью динамометров. До определенного возраста, абсолютная и относительная сила увеличиваются и у неспортсменов, и у спортсменов, хотя у последних она выглядела всегда намного выше (табл.1).

Таблица 1

Сила отдельных групп мышц мужчин и женщин


У квалифицированных спортсменов эти данные выше. Так, средние показатели силы кисти у мужчин находящихся на уровне 60-70 кг, а у женщин 50-55 кг.

Средства для развития силы: силовые упражнения:

Упражнения с внешним отягощением или сопротивлением (штанга, гантели, гири, партнер, эспандер, )

Упражнения с отягощением массой собственного тела: на гимн. Снарядах (подтягивания, поднимание ног в висе) т без снарядов (приседания, отжимания, выпрыгивания, прыжки).

Величину отягощения можно дозировать:

В процентах к максимальному весу

По разности от максимального веса (например, на 10кг меньше предельного веса)

По числу возможных повторений упражнений в одном подходе (вес, который можно поднять 10 раз)

Автор приведенных рекомендаций, профессор считает наиболее актуальным третий вариант и предлагает следующие условные обозначения: вес, который можно, к примеру, подтянуть 25 раз, будет обозначаться как 25ПМ (Предельный максимум); 1 ПМ - вес, который можно поднять 1 раз. Тогда возможно применить следующую градацию весовой нагрузки:


Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы.

Метод максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или около предельных отягощений (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений по 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин(до восстановления).Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а так же от собственной реактивности мышц, т. е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов.

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между ними 2-4 минуты (до неполного восстановления). Этот метод чаще всего используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться или подтянуться), выполнив 7-13 движений за один подход.

Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30% рекордных). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 минуты. С помощью этого метода развиваются преимущественно скоростно-силовые качества, необходимые в метаниях, беге на короткие дистанции.

Как вспомогательные применяется метод изометрический (статический), при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4-6 с.. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-6 с. занятия с использованием изометрических упражнений занимают немного времени, для них используете весьма простое оборудование. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффективность меньше, чем при динамическом методе.

У людей различных конституционных типов эффект от применения силовых упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми формами, приземистостью, мощным костяком (гиперстеники) быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители экзо морфных типов (астеники) обычно тонкокостные, стройны, без лишних жировых депо. У них прирост объем мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованно выводов об эффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объем и силу мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

Развитие выносливости

Выносливость как физическое качество связанна с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения – физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости - общую и специальную.

Общая выносливость - это способность с невысокой интенсивностью в течении продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения без снижения ее эффективности.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивностью, для другого – высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Средства развития общей выносливости – физические упражнения, характеризующиеся умеренной мощностью, значительной продолжительностью, непрерывностью и в работу всех органов и систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такие циклические упражнения как: ходьба, продолжительный бег, передвижение на лыжах, гребля, плавание, прыжки со скакалкой и др).

Общая выносливость - основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма (включая и процессы), направленной на повышение общей выносливости, уделяется время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Равномерная работа при пульсе 130-150 удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем по закону супервосстановления работоспособности после отдыха от проделанной работы. Именно поэтому в специальной литературе можно встретить термин «воспитание вегетативной выносливости».

Таким образом, тренировочная работа по воспитанию общей выносливости сводится к укреплению вегетативных систем организма при активном кислородном обмене, совершенствованию его процессов посредством длительной работы невысокой интенсивности. Физиологи считают, что показателями аэробной выносливости являются: способность к максимальному потреблению кислорода (МПК), скорость (или время) набора МПК, длительность поддержания работоспособности на около предельном уровне МПК. Последний показатель проявить волевые усилия, умением потерпеть. Спортсмены это хорошо понимаю и занимаются этим практически на каждой тренировке, а в противном случае результат будет ниже, а реакция организма на нагрузку – острее.

Методические особенности развития общей выносливости

В процессе воспитания выносливости применяются следующие методы: повторений, равномерный, переменный, повторно-переменный, интервальный - это методы регламентирующие упражнения, дополняемые игровыми и соревновательными методами.

Для практически здоровых людей, начинающим тренироваться в , приемлемая скорость 1км за 5-7 мин. По пульсу интенсивность регулируется из расчёта не менее 120-150 и не более 160-180 уд/мин в зависимости от уровня тренированности. Продолжительности нагрузки от нескольких минут до десятков минут (в предельном выражении это суточный бег)

Уровень общей выносливости (работоспособности) можно определить по тесту Купера – 12 минутный бег (уровни –превосходящий, отличный, хороший, удовлетворительный, плохой, очень плохой) ю –более 2,8 км, д-более 2,3 км

Развитие общей выносливости служит предпосылкой и условием воспитания других видов выносливости (специальной выносливости). Именно воспитание общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем организма, уделяется основное время ОФП.

Специальная выносливость - это способность работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

В циклических упражнениях (бег на 100-200 м) в некоторых спортивных играх скоростная выносливость связанна с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечить мышцы кислородом из-за кратковременности и высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Силовая выносливость это способность длительное время выполнять упражнения (действия), требующие значительного проявления силы. Выносливость к статическим усилиям – способность длительное время поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

Существуют и другие виды специальной выносливости. Каждая из них характерна для какого-то трудового, бытового, двигательного действия или спортивного упражнения. Различны и методики приобретения различных видов выносливости. Но главным считаются два положения: наличие достаточного уровня общей выносливости и соблюдение основных педагогических принципов воспитания физических качеств.

Развитие гибкости

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст. И регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (спортивная и , и на батуте) и некоторые формы спортивной деятельности. Но чаще всего гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению высококоординационных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статистическую (позволяющую сохранить позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается. А при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Чтобы увеличить гибкость, применяются предварительная разминка. Массаж растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение непосредственно перед выполнением движения. На гибкость влияют внешняя температура (низкая уменьшает гибкость), время суток (наивысшие показатели гибкости с 10 до 18 часов), в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди меньше способны к проявлению скоростно-силовых качеств. Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суставах, необходимы увеличенные (более частые и продолжительные) нагрузки в упражнениях «на растягивание». В определенные периоды они могут даваться 2-3 раза в день ежедневно (включая и самостоятельные индивидуальные занятия дома по заданию преподавателя). Напротив для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходимо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специальные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражнений. При необходимости обеспечить значительные сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки рекомендуется такие пропорции в упражнениях (по): примерно 40% активных – динамических, 40% пассивных и 20%статических упражнений.

Для развития гибкости применяются упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них. Разработаны также ориентировочные рекомендации по количеству повторений. Темпу движений или времени «выдержек». Для движений в плечевых и тазобедренных суставах до 30-45 повторений в серии: темп при активных упражнениях – в среднем одно повторение в секунду. При пассивных – одно повторение за 1-2 с. Выдержка в статических положениях - 4-6 с. Пассивные статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат мало поддается деформации.

Упражнения могут применяться как в учебных, так и в самостоятельных формах занятий. И чем чаще они повторяются, тем выше их эффективность. Установлено, что ежедневные двухразовые тренировки 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через один-два месяца приводят к заметному росту гибкости. При прекращении же тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

В последние годы в нашей стране стал распространяться стретчинг - система упражнений, направленных на улучшение гибкости, повышение подвижности суставов. Считается, что медленное и спокойное выполнение упражнений на растягивание используется не только для решения различных оздоровительно-спортивных задач, но и способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху.

При развитии гибкости следует придерживаться следующей методики:

    Обязательная разминка Ставить конкретные цели Выполнять сериями, 25-30 повторений в серии Между сериями выполнять упражнения на расслабление Амплитуду увеличивать постепенно Основной метод - повторный

Развитие ловкости (координационной способности)

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся остановкой. При развитии ловкости решаются следующие задачи: - осваивать координационно - сложные двигательные задания; - быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);- повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применений упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связанно с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положений тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

Развитие быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Быстрота-способность человека выполнять большее количество движений с максимальной скоростью в минимальные промежутки времени. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скоростью конькобежца, на короткие дистанции (400-500м.) больше, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности». При оценке быстроты реакции:

Латентное время двигательной реакции Скорость одиночного движения Частоту движения

Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов 0,1-0,2с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1с.

Между тем в беге на 100м результаты новичков и квалифицированных спортсменов отличаются уже не на десятые доли, а на целые секунды. И это не случайно но. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают 2 фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) фаз относительной стабильности скорости. Первая фаза характеризует стартовое ускорение, вторая – дистанционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанционной скорости (например, в беге на 100м – на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания). Следовательно, дистанционной скорости присущи элементы, которые существенно изменяются под влиянием учебно-тренировочной работы – техника бега, скоростно-силовые показатели.

Быстрота, скоростные возможности требуются как в циклических, так и в целом ряде ациклических видов спорта, трудовых и бытовых движениях: фехтование, бокс, спортивные игры. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации направленной тренировке. Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что проявление скоростных способностей человека в одной операции или упражнении не всегда будут существенны в другом. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или прикладных целях должно основываться на особенности форм его проявления, так как прямой непосредственны движений происходит лишь в координационно - сходных движениях.

Воспитание простой и сложной двигательной реакции

Различают простые и сложные реакции. Простая реакция – это ответ определенным движениям на заранее известный. Но внезапно проявляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространен метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. В каждом виде упражнений существует частные методики, способствующие проявлению хорошей реакции на звуковой, слуховой или зрительный сигнал. Так, быстрота реакции несколько повышается при некотором предварительном напряжении рабочей мускулатуры (высококвалифицированные спринтеры, ожидая выстрел стартера, слегка давят ногами на стартовые колодки). На быстроту реакции влияет и волнообразное изменение готовности ЦНС к реакции на ожидаемый сигнал (оптимальное время между предварительной и исполнительной командой около 1,5 с).

Сложная реакция бывает различной, но чаще всего это реакция на движущийся объект и реакция выбора. В реакции на движущийся объект важно постоянно видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Для этого используются упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным проявлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т. п. В тех случаях, когда объект (мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время сложной реакции значительно сокращается. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Особенность воспитания реакции выбора связана с подбором нужного двигательного ответа и ряда возможных. Сложность реакции выбора зависит от вариантов изменения обстановки, от разнообразия поведения соперника или товарища по команде.

При воспитании реакция выбора также идут от простого к сложному, постепенно увеличивая число возможных изменений обстановки. Однако при любых вариантах воспитания быстроты (одиночного движения или циклического, простой или сложной реакции) средства ее воспитания должны удовлетворять по меньшей мере трем следующим требованиям:

Техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для выполняющего скоростях

Степень освоения упражнения настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения

Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты широко применяются методы: повторный, переменный с варьирующими ускорениями, игровой и соревновательный.

Средствами развития быстроты являются:

    Бег на короткие дистанции, с max скоростью Упражнения с применением большой силы (например - прыжков) Упражнения в быстроте ответным действиям на внутренние сигналы (упражнения подвижных и спортивных игр).

СВЕТЛАНА

ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГБОУ СОШ №1279 ЮЗАО



Цель : Инновация учебно-тренировочного процесса методом круговой тренировки в комплексном уроке.

Задача : 1. Увеличение моторной плотности урока посредством метода круговой тренировки.

2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.

3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния учащихся.

4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся.


ХАРАКТЕРИСТИКА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.


Круговая тренировка

обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же обеспечивает нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы. Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость.


  • Комплексы физических упражнений круговой тренировки, как правило, не являются простой суммой упражнений на «станциях». В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности .

Начиная с 5 класса целесообразно применение круговой тренировки, направленной на воспитание у учеников комплекса физических качеств с акцентом на те, которые наиболее важны для данных классов.

  • в 4-5 классах – координационные и скоростные качества;
  • 6-8 классах – скоростно-силовые качества и общая выносливость;
  • 9-11 классах – высокий уровень всех качеств, особенно силы, скоростной и силовой выносливости.

Схема подбора упражнений:

1 станция - упражнения для рук и плечевого пояса (отжимания из

различных положений, работа с отягощениями, подтя-

гивания в висе и висе лежа различным хватом и т.д.);

2 станция - упражнения для мышц брюшного пресса (движения

прямыми и согнутыми ногами при фиксированном

туловище,

движение туловищем при фиксированных ногах с

отягощением и без);

3 станция - упражнения для мышц спины (упор-присев-упор-лежа,

вращательные движения с отягощениями, упражнения

в парах, подъем туловища или ног из положении на

животе и т.д.;

4 станция - упражнения для ног (ходьба, бег, прыжки, приседания,

«многоскоки» с отягощением и без, выпрыгивания из

приседа и т.д.;

5 станция - упражнения общего воздействия («разножка», скакалка)



  • При подборе упражнений необходимо соблюдать основные принципы:
  • идти от простого к сложному;
  • чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других
  • после сложного и тяжелого упражнения давать более легкое,

способствующее восстановлению сил, успокаивающее дыхание.


  • РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
  • ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ
  • ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
  • ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ
  • РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

РИС . №1

гибкость



РИС.№3 общая выносливость


РИС.№4 статическая и силовая выносливость


РИС.№5 Быстрота


ловкость

  • 1 станция - вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из

правой руки в левую. (Упражнение можно выполнять в

сочетании с бегом на месте, прыжками на месте, в выпаде).

  • 2 станция - И.П. – наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование

мячом по «восьмерке» вокруг ног, перекладывая мяч из руки

в руку.

  • 3 станция - И.П. – упор присев с опорой руками на мяч. Подбросить

мяч вверх – кувырок вперед – поймать мяч – подбросить

вверх – кувырок назад – поймать мяч.

  • 4 станция - Подбросить мяч вверх – разворот на 360 – присесть

поймать мяч.

  • 5 станция - И.П. – О.С.. Поочередное передвижение рук на 12 счетов с

правой руки на пояс, плечи, вверх с последующим

возвращением обратно. Все движения выполняются во время

прыжков на двух ногах на месте.


  • Рационально применять круговую тренировку не только для воспитания физических качеств, но и как закрепление (совершенствование) учебного материала (легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола).

В одном уроке можно совмещать одновременно два вида круговой тренировки:

1 – закрепление (совершенствование) двигательных навыков (при прохождении программы по волейболу, баскетболу)

2 – развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости).


ЗАКРЕПЛЕНИЕ (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ) ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА

Комплекс рассчитан на 15-17 мин . 3 серии по 25-30 сек работы и отдыхом между сериями 60 сек.


  • «Станция»1. Челночный бег с ведением 1 рукой попеременно (в одну сторону – правой, обратно – левой).

1 круг – бег от штрафной до штрафной,

2 круг – от штрафной до середины, обратно к штрафной, к середине..

3 круг - тоже, что 1

  • « Станция»2. Передачи в парах от груди, с шагом.
  • 1 круг – передачи правой рукой,
  • 2 круг – передачи двумя руками,
  • 3 круг – передачи левой рукой
  • «Станция»3 . Челночный бег с перемещением приставным шагом.
  • 1 круг - перемещение спиной друг к другу,
  • 2 круг – перемещение лицом др. к др. с имитацией передачи 2 р.р. от груди,
  • 3 круг - перемещение спиной др. к др. с имитацией защитной стойки
  • « Станция»4. Имитация броска двумя руками от головы. Работа над

техникой. Постановка рук и ног при броске.

  • «Станция»5. Повороты, развороты на месте после остановки. Учащийся делает прыжок на месте и после этого выполняет повороты (в право, в лево) на опорной ноге (в основной стойке б/болиста) и разворот на 360* с баскетбольным мячом в руках.

  • При планировании необходимо учитывать особенности комплексного урока:
  • Надо использовать в уроке дидактически доступные упражнения
  • Урок должен носить преимущественно тренировочный характер учебного процесса
  • В уроке должны присутствовать широкие возможности для воспитания важнейших физических, психических, нравственных и интеллектуальных качеств
  • Уроку должна быть присуща тренирующая нагрузка, которая вызывает функциональные сдвиги в организме учащихся и повысит моторную плотность.

Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости

Активно внедряя физическую культуру и спорт в повседневный быт своей семьи мы повышаем уровень физической подготовленности и тем самым способствуем воспитанию основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, а также гибкости и ловкости.

Наиболее благоприятный период для воспитания быстроты, гибкости и ловкости - детский и подростковый возраст (до 12-13 лет). Силу и выносливость целесообразно развивать в 14-16 лет, хотя начинать работу по воспитанию этих качеств надо значительно раньше. Комплексно воздействуя на организм, любое физическое упражнение развивает сразу несколько физических качеств, поэтому при отборе упражнений важно определить их преимущественную направленность на воспитание данного качества.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявление силы зависит от ряда факторов: поперечника мышцы (ее массы), нервно-координационных отношений, степени владения техникой движения, волевых качеств.

Для развития силы используют метод повторного поднимания тяжестей, а также метод динамических усилий при прыжковых и метательных движениях. Рекомендуются спокойные и объемные занятия Они приводят к росту мышечной ткани и улучшают обмен веществ. Силовые упражнения целесообразно включать в конец основной части занятий.

Очень полезны для членов семьи мужского пола упражнения с гантелями. Гантели с оптимальной массой - это те, которые можно поднять без видимого напряжения 8-10 раз. Начинать следует с гантелей, масса которых составляет 50% от оптимальной. В ходе тренировки массу гантелей можно увеличивать до 80% от оптимальной, чтобы можно было их поднять 4-6 раз.

Примерные упражнения для развития силы:

Сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);

Приседания на одной, двух ногах;

Подтягивание;

Наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги закреплены, руки за голову (или вдоль туловища). То же с гантелями;

Лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;

Упор сидя, поднимание и опускание одной ^или двух прямых ног, попеременные движения ногами вверх-вниз («ножницы»).

Сгибание и разгибание рук с гантелями, круги руками внутрь и наружу, подскоки (на месте и с продвижением), приседания на одной и двух ногах. Упражнение выполняется с гантелями;

Из различных исходных положений растягивание эспандера или резинового амортизатора;

Плавание (20-50 м);

Бег на коньках;

Спортивные и подвижные игры.

Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений. Воспитание этого физического качества во многом зависит от состояния центральной нервной системы. Наиболее успешно скоростные качества развиваются в детском и подростковом возрасте. Скоростные нагрузки очень активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, поэтому их применение в среднем и особенно пожилом возрасте ограничено. Упражнения для развития быстроты, как правило, выполняются сериями и включаются в начало основной части занятий. Интервалы между повторениями должны обеспечивать восстановление работоспособности и зависят от индивидуальных особенностей занимающихся. >

Примерные упражнения для развития быстроты:

Бег в упоре стоя с максимальной скоростью (20-30 с);

Семенящий бег (8-12 м);

Имитация движений рук как при беге с максимальной скоростью (20-30 с);

Бег с ускорением 10-15 м (3-6 раз);

Бег на коньках на скорость, 15-20 м (4-6 раз);

Повторное проплывание отрезке 10-20 м;

Повторное прохождение на лыжах отрезков 100-200 м;

Спортивные, подвижные игры.

Выносливость - способность организма противостоять утомлению, то есть длительно работать не уставая.

Дети, подростки и юноши не способны к выполнению длительной работы, так как она требует значительных энергетических затрат, которые в это время идут на обеспечение роста организма. Специально над развитием выносливости начинают работать после 16 лет, а до этого возраста объем применяемых методов невелик. Если занятия комплексные, то упражнения на укрепление выносливости включают в конец основной части тренировки.

Примерные упражнения для развития выносливости:

Ходьба в среднем темпе;

Длительные ходьба и бег в медленном темпе;

Кроссовый бег в переменном темпе (300-1000 м);

Передвижение на лыжах в медленном, среднем и переменном темпе (в зависимости от возраста);

Занятия греблей, катание на коньках, велосипеде;

Спортивные игры.

Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Упражнения для воспитания гибкости подбирают в зависимости от уровня подготовленности занимающегося. Гибкость развивают систематически, используя небольшое количество упражнений, часто их повторяя. Упражнения для воспитания гибкости выполняют ежедневно, включая их в утреннюю гимнастику.

Примерные упражнения для развития гибкости:

Из положения стоя (сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать. То же с отягощением;

В различных положениях выпада (вперед, назад, в сторону) растягивание в коленных и тазобедренных суставах. То же с отягощением;

Из положения лёжа сделать «мост»;

Стоя спиной к стене (в шаге от нее), прогибаясь назад, опираясь руками о стену, прийти в положение «мост».

Маховые движения ногами (вперед, назад, в стороны) с максимальной амплитудой;

Сидя на пятках, прогнуться назад, стараясь коснуться головой пола.

Ловкостью называется умение человека быстро совершать точные движения и двигательные действия. Упражнения для развития ловкости подбираются такие, в которых быстрота сочетается с точностью движений.

Примерные упражнения для развития ловкости:

Жонглирование теннисными мячами;

Всевозможные кувырки (вперед и назад в группировке, боком);

Прыжки через скакалку (на одной, двух ногах, со скрещением рук впереди);

Подвижные игры;

Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис).

Источник:http://www.fizkultura-vsem.ru/

Правильная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Эта статья о том, как укрепить здоровье с помощью физических нагрузок. Мы рассмотрим тренировочные программы, «пять столпов» фитнеса и многое другое! Поехали.

Некоторые любители железного спорта стремятся развить максимальную силу и мускулатуру; других интересует рельефность мышц. Но большинству людей все это «до лампочки». Когда меня просят проконсультировать в выборе тренировочной программы, я всегда спрашиваю человека о его целях. В 90% случаев все сводится к улучшению физической формы.

Многих тренеров, в том числе и меня, озадачивает такой ответ. Слишком уж он неопределенный. Нам нужна конкретика. Ведь как иначе можно разработать индивидуальную тренировочную программу – например, для похудения на 15 кг или для увеличения результата в становой тяге на 25 кг?

Дело в том, что большинство людей смотрит на тренинг немного проще. Нередко инструкторы по фитнесу полагают, что обычные посетители спортзалов должны относиться к тренировкам максимально серьезно. Это ошибка.

Нам нужно отталкиваться не от того, как людям следует тренироваться, а от того, как они тренируются и какие цели перед собой ставят. А у большинства людей цель одна – улучшить самочувствие, привести себя в форму и укрепить здоровье. Достижению этой цели способствует комплексная программа общей физической подготовки.

Что такое «общая физическая подготовка»?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Для одних людей это способность пробежать кросс не менее 3 км. Для других – выжать 100 кг в с идеальной техникой.

Любой их этих ответов может быть правильным, но давайте посмотрим на фитнес с точки зрения обычного человека: хорошая физическая форма – это такой уровень развития силы, который позволяет выполнять рутинные дела. То есть, вы должны быть в состоянии перенести чемоданы в аэропорту или забросить ручную кладь на верхнюю полку в поезде.

Или же у вас должно быть достаточно сил, чтобы в руках донести пакеты из супермаркета к автомобилю. Тренированный человек не будет пыхтеть, как паровоз, поднявшись по лестнице на несколько этажей.

Для людей, серьезно занимающихся силовым спортом, такие показатели не являются чем-то выдающимся. Но данная статья ориентирована не на серьезных «качков», а на обычных людей, которые желают укрепить свой организм.

Эффективная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Более того, правильно подобранные упражнения способствуют выработке серотонина («гормона счастья») – в результате ваше самочувствие существенно улучшится.

Итак, мы получили общее представление, о чем пойдет речь в данной статье. Теперь давайте рассмотрим пять ключевых элементов общей физической подготовки:

1. Сила

В первую очередь рассмотрим такой элемент, как сила. С точки зрения современного образа жизни, развитие силы интересует нас по двум причинам. Во-первых, чтобы быть способным поднимать предметы с земли: тяжелые ящики, бутыли с водой, сумки с продуктами и т.д.

Во-вторых, чтобы поднимать предметы над головой: забросить сумку на верхнюю полку в поезде, положить тяжелую кастрюлю в верхний отсек серванта и т.д. Если человек не может выполнять такие простые вещи, то качество его жизни оставляет желать лучшего.

Двумя основными упражнениями, развивающими силу по этим направлениям, считаются и . Прогресс в данных упражнениях свидетельствует о развитии мышечной силы всего организма.

Освоив технику становой тяги, вы научитесь правильно поднимать предметы с земли. Вы узнаете, на какую ширину нужно ставить ноги, чтобы снять нагрузку с поясницы. Кроме того, вы сможете укрепить мышцы спины.

Далее у нас идут подвижность суставов, гибкость и равновесие. В элитном дивизионе многие атлеты работают с весами более 300 кг в жиме лежа, но не могут дотянуться до кончиков пальцев на ногах. С точки зрения общей физической подготовки, такая ситуация не является нормальной.

Разумеется, никто не требует от вас растяжки, как у циркового акробата, но определенным уровнем равновесия, подвижности и гибкости обладать необходимо. Умение дотягиваться до кончиков пальцев на ногах – простой, но эффективный способ определения гибкости.

Итог: если вы не можете дотянуться до кончиков пальцев, слегка согнув ноги в коленях, ваши мышцы и суставы слишком скованы. Если у вас не получается простоять на одной ноге тридцать секунд, нужно развивать равновесие.


Наконец, способность задержаться в нижней точке глубокого приседа (без штанги) на тридцать секунд свидетельствует о хорошей подвижности суставов. Эти минимальные нормативы подвижности, гибкости и равновесия являются индикаторами общего уровня физического развития любого человека.

Одним людям нужно много работать, чтобы научиться выполнять эти нормативы. А другие обладают такой врожденной гибкостью, которой можно только позавидовать. В любом случае я советую включать в программу общей физической подготовки упражнения на растяжку, а также выполнять их утром после подъема с постели.

Одним из лучших упражнений для развития подвижности суставов считаются хинду-приседания. Упражнение улучшает гибкость ног и кровообращение.

Начинать выполнение упражнения рекомендуется с 25 повторений. Чтобы извлечь максимум пользы из хинду-приседаний, старайтесь глубоко дышать: интенсивный вдох при подъеме из приседа и выдох при опускании вниз. Глубокое дыхание способствует выработке эпинефрина – «гормона счастья», – который укрепляет легкие и снимает стресс.

Существует еще одно хорошее упражнение для улучшения кровообращения и развития гибкости – . Возьмите легкую гирю обеими руками; отведите ее назад между ног и выполните резкий мах вперед с поднятием снаряда над головой. Сделайте 25 повторений для разогрева и . Если у вас нет гири, можно использовать гантель.

Регулярно выполняйте эти упражнения, чтобы иметь хорошую гибкость. А то бывает, что встает человек с постели, завтракает (сидя), едет на работу (сидя), а затем целый день проводит перед компьютером (тоже сидя). Звучит знакомо?

Я часто работаю дома, и мой «путь в офис» пролегает от спальни в гостиную, где лежит ноутбук. В результате я пришел к выводу, что с утра нужно выпить пару стаканов воды, выгулять собаку, а затем выполнить несколько упражнений на растяжку – тогда весь день ощущается бодрость и желание работать. Я не приемлю, когда человек спит восемь часов подряд, просыпается, идет на работу и там опять сидит весь день на одном месте; нужно постоянно двигаться и что-то делать.

Упражнения для развития подвижности и аэробные упражнения можно выполнять по утрам. С силовым тренингом немного по-другому. Как правило, утром мышцы и суставы немного скованы – силовые нагрузки лучше отложить на более позднее время. Упражнения для развития подвижности также можно выполнять непосредственно перед силовыми тренировками.

А как насчет растяжки? Я бы рекомендовал делать растяжку после силовых и аэробных тренировок. Мышцы буду разогреты, станут более гибкими. Эффективность растяжки повысится, а риск получения травмы снизится. В конце статьи приведены примеры упражнений на растяжку, которые можно включать в программу общей физической подготовки.

Для развития равновесия нужно стоять на одной ноге (как на правой, так и на левой): на первых порах как минимум по тридцать секунд. Со временем продолжительность упражнения необходимо увеличивать, пытаясь дойти до одной минуты или больше. После этого можно переходить к выполнению упражнения с закрытыми глазами: начиная с тридцати секунд и пытаясь дойти до девяноста.

Несомненно, нельзя строить программу общефизической подготовки на одних только силовых тренировках (без кардиоупражнений и упражнений на развитие гибкости/подвижности). Мы должны акцентировать внимание не только на силе мышц, но и на нормальной работе сердца/суставов. Однако физический аспект здоровья – это лишь часть уравнения. Давайте перейдем к следующему «столпу» фитнеса, т.е. к питанию.

4. Питание

Тренировки никогда не принесут результата, если человек плохо питается. Конечно, даже самый заядлый сладкоежка может поддерживать нормальную массу тела, если по полдня будет проводить в спортзале. Но между «стройный» и «здоровый» нельзя ставить знак равенства.

Случайные нарушения диеты допускаются при наличии правильной программы силового тренинга. В своей замечательной книге «Диета обманщика» Джоэл Мэрион (Joel Marion) пишет, что одноразовое нарушение диеты на протяжении недели способствует повышению в организме уровня лептина – гормона, регулирующего энергетический обмен.

Отличная новость – отойти от диеты раз в неделю не только можно, но и нужно! Помните, речь идет об одном дне, а не обо всех семи. Остальные шесть дней мы должны следовать рекомендациям Ори Хофмеклер (Ori Hofmekler), автора книги «Антиэстрогенная диета», – питаться нижними звеньями пищевой цепочки.

Это значит, что следует налегать на фрукты и овощи с низким : ягоды, и т.д. Это значит, что мы должны получать белок из говядины и молочных продуктов, бобовых, орехов, семян.

И наконец, мы должны выбирать полезные источники жиров: масло из молока буйволицы, орехи и семена. Если употреблять такие продукты питания, эффективность тренировочной программы существенно повысится. Раз в неделю можно кушать все что угодно, без зазрений совести, так как важность нашего отношения к еде трудно преувеличить.

А как насчет количества приемов пищи? Пять раз в день, три раза, один раз? На этот вопрос существует много ответов. Некоторые фитнес-инструкторы и специалисты по диетологии советуют питаться пять раз в день маленькими порциями. Я не могу согласиться с этой точкой зрения по двум причинам.

Во-первых, слишком много времени будет уходить на приготовление пищи. Большинству из нас некогда ходить на кухню так часто (одна только мысль о пятиразовом питании может вызывать раздражение). Производители хорошо об этом знают, поэтому в продаже имеется огромный выбор протеиновых смесей и батончиков. Но употребление продуктов сомнительного качества, которые прошли сложную технологическую обработку, несет определенный риск для здоровья.

Во-вторых, пятиразовый режим питания малоэффективен, так как он не позволяет человеку насытиться: каждый раз вам придется вставать из-за стола с легким чувством голода. Вы будете постоянно думать о еде, с нетерпением ожидая следующего приема пищи (который опять не принесет вам ощущения сытости). Давайте говорить правду – все мы любим хорошо поесть (речь не идет о том, чтобы набить брюхо до отвала; речь идет об обычном утолении голода).

В книгах «Антиэстрогенная диета» и «Диета воина» Ори Хофмеклер пишет, что секрет правильного питания заключается в том, чтобы иметь один плотный прием пищи в день. Лучше, если это будет ужин (когда все проблемы и заботы остались позади). Ведь как приятно после тяжелого трудового дня прийти домой и хорошенько поужинать.

Но это не значит, что весь день мы должны сидеть на голодном пайке – вряд ли кто-то сможет долго выдержать такой режим питания. Наоборот, на протяжении дня нужно организовывать регулярные перекусы: коктейли, салаты с орехами, фрукты, овощи – любые продукты с нижнего звена пищевой цепочки, которые легко усваиваются организмом. Процесс пищеварения отнимает много энергии, что может вызывать усталость и апатию.

Плотный завтрак может стать причиной снижения работоспособности. Плотный обед – хороший вариант,.. если потом можно было бы вздремнуть часок-другой. Только экспериментальным путем вы сможете определить оптимальный для себя режим питания. Кто-то привык питаться чаще, кто-то – реже.

Старайтесь планировать свой день так, чтобы наиболее питательный прием пищи приходился на вечер, в идеале – после тренировки. Ужинать следует за несколько часов до сна. Не в целях профилактики избыточного веса (это миф), а чтобы не иметь проблем с бессонницей.

5. Восстановление

Итак, мы подошли к последнему «столпу» программы общей физической подготовки – восстановлению. (Как раз вовремя, ведь вам непременно захочется отдохнуть после прочтения такой длинной статьи.) Мы живем в обществе занятых людей. Чем больше мы заняты, тем выше наш социальный статус.

Мы презираем лень, хотя процент тучных людей в нашей стране растет. Труд дарит нам полноценную жизнь. Но способность наслаждаться всеми ее радостями прямо зависит от программы восстановления организма. Как автомобиль требует ремонта и обслуживания, так и наш организм нуждается в периодическом отдыхе.

Наиболее важная составляющая программы восстановления – полноценный сон. Проблема нехватки сна широко распространена в нашей стране. Не зря ведь на каждом углу стоят автоматы по продаже кофе. В надежде обмануть природу мы крадем у себя сон, используя искусственные стимуляторы – со временем это приводит к проблемам с надпочечниками.

Важность глубокого сна объясняется несколькими причинами: во-первых, мы видим сновидения, которые необходимы для нормального психического здоровья и душевного равновесия; во-вторых, в организме вырабатываются в больших количествах антивозрастные гормоны (тестостерон, дегидроэпиандростерон, прегненолон и гормон роста); в-третьих, во время сна в организме протекают процессы восстановления и восполнения сил.

Нехватка сна в буквальном смысле ускоряет старение организма (чем меньше вы спите, тем быстрее стареете). Хроническое недосыпание отрицательно сказывается не только на нашем здоровье, но и на людях, которые нас окружают, ведь на них мы сгоняем свою агрессию и недовольство.

Одна из причин неудовлетворительного качества сна заключается в неумении бороться со стрессом. Источником стресса становятся не события, происходящие в жизни человека, а его отношение к этим событиям. Во всем виновато наше восприятие.

Нужно постоянно работать над собой, чтобы научиться преодолевать стресс. Лучше всего для этого подходит медитация. Существуют различные методики медитации. Можно, например, практиковать цигун или тайцзы. Или просто гулять по городу, следя за своим дыханием.

Пока играет музыка, я делаю глубокие вдохи через нос. Во время таких медитаций я почти всегда засыпаю, а когда просыпаюсь, чувству прилив сил. Медитация это не дань моде. Мудрые люди практикуют эту методику уже многие тысячелетия. Я всем рекомендую использовать медитацию в тренировочной программе.

Существует еще одна эффективная составляющая программы восстановления – массаж. Еженедельный сеанс хорошего массажа творит чудеса с нашими мышцами, а также улучшает общее самочувствие. Если вам накладно посещать массажный кабинет каждую неделю, можно делать это раз в две недели. В крайнем случае можно ходить к массажисту раз в месяц. Если и такой вариант вам не по карману, откажитесь от кабельного телевидения и мобильной связи… или найдите работу с более высокой зарплатой.

Качество массажа зависит от специалиста, который его делает; возможно вам придется посетить несколько массажных кабинетов, пока не найдете своего массажиста. Квалифицированный специалист проводит сеанс массажа с учетом особенностей и пожеланий того или иного клиента.

Последний элемент программы восстановления, – который не стоит ни копейки, – это глубокое дыхание. Как только вы чувствуете нарастание стресса, начинайте глубоко дышать. На счет пять сделайте вдох через нос, задержите дыхание на десять секунд, затем на счет пять сделайте выдох. Старайтесь дышать медленно и интенсивно, задерживая дыхание как можно дольше.

Как говорил известный бодибилдер Стив Ривз, глубокое дыхание повышает уровень гормона счастья – эпинефрина. Человек получает кайф без внешних стимуляторов. У животных это заложено на уровне инстинкта, они всегда дышат глубоко.

Сейчас, когда я пишу эти строки, моя собака Мона улеглась на пол и проводит «сеанс дыхательной терапии»; дыхание выполняется, скорее, движением живота, а не грудной клетки. Мона всегда дышит глубоко. В стрессовых ситуациях человек сдерживает дыхание. Это неправильно. Уровень стресса в организме только нарастает. Нужно всегда дышать глубоко и свободно.

Выводы

Вот мы и рассмотрели кратко программу общей физической подготовки! Если кто-то из ваших знакомых когда-нибудь изъявит желание заняться фитнесом, дайте ему/ей почитать эту статью. И напомните, что под лежачий камень вода не течет.

Общая физическая подготовка не является чем-то сложным: главное – знать меру. Основу сбалансированной тренировочной программы составляют «пять столпов» фитнеса. Качайте мышцы, укрепляйте сердце и легкие, развивайте подвижность, кушайте полезную пищу и не забывайте полноценно отдыхать. Легко сказка сказывается, да нелегко дело ратное делается. Поставьте перед собой цель; и уже сегодня начинайте двигаться к ее достижению.

)
Дата: 2018-01-18 Просмотры: 6 931 Оценка: 4.5
Всестороннее физическое развитие необходимо в любом виде спорта, в том числе и в беге. Укрепление внутренних органов и систем организма, повышение их функциональных возможностей, развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и улучшение способности проявлять волевые усилия невозможно без физической подготовки. О ней я расскажу в этом материале и приведу несколько вариантов тренировок для тех, кто увлекается бегом. Принято разделять физическую подготовку на общую и специальную. Занятия общефизической подготовкой (ОФП) позволяют сформировать прочный «фундамент» двигательных навыков, укрепить основные звенья организма и подготовить его к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Цель специальной подготовки (СФП) - развитие потенциала бегуна на избранных дистанциях, улучшение его результатов и победа в соревнованиях. Это две ступени развития. Сначала проводятся мероприятия по повышению ОФП, а затем на её основе добиваются высокого уровня в развитии двигательных качеств средствами СФП. В рамках данной статьи речь пойдет о повышении уровня средствами ОФП. Скажу сразу, что программа ОФП выполняется исходя поставленных задач и из текущего уровня подготовки. Уровень интенсивности, количество повторений и упражнений определяется для каждого занимающегося индивидуально. Все представленные варианты в большинстве случаев не требуют использования дополнительного оборудования и могут быть выполнены на открытом воздухе. Для упражнений с ударной нагрузкой необходимо наличие ровной площадки с грунтовым, травяным или синтетическим покрытием.

Вариант 1

Цель - увеличение мышечной массы

I. Упражнения на преодоление веса тела. Выполняются «до отказа» в 1-3 подхода с интервалом отдыха 1-3 мин. Применяются в тренировке 3-4 раза в неделю в рамках утренней зарядки или во время основной тренировки после предварительного бега низкой интенсивности и небольшой продолжительности. 1. / или с различным положением рук; 2. у опоры с прямой спиной или без опоры с различным положением рук (руки на поясе, руки в стороны, руки на плечах и др.); 3. Одновременный подъем прямых ног и рук из положения лежа на спине или разноименный подъем прямых рук и ног; 4. в различных вариантах (с одновременным подниманием туловища и прямых ног, с диагональным подниманием рук и ног, с неполным подниманием туловища, с запрокидываем ног за голову и др.); 5. Выпрямление туловища в положении боковая планка (в упоре на предплечья); 6. стоя на бруске или на шведской стенке с опорой на одну/две ноги; 7. Поднимание туловища в упоре лежа сзади с опорой на одну/две ноги. II. Прыжковые упражнения с продвижением. Выполняются «до отказа» в 1-2 подхода с интервалом отдыха 3-5 мин. Применяются в тренировке 2-3 раза в неделю во время основной тренировки после предварительного бега низкой интенсивности и продолжительности. 1. Прыжки на одной/двух ногах как вперед, так и спиной назад и боком; 2. Поочередные прыжки на левой и правой ногах как вперед прямо, так и с разворотом на 360 градусов; 3. Прыжки на одной/двух ногах с подтягиванием колен вверх; 4. ; 5. Прыжки на одной ноге с активным махом другой ногой вперед-вверх; 6. Поочередные прыжки с активным махом бедра вперед-вверх; 7. Прыжки на левой/правой ногах через определенное количество беговых шагов (например, через 5-7 беговых шагов осуществляется прыжок вперед левой или правой ногой)

Вариант 2.

Цель - развитие способности проявлять силу в различных движениях

I. Изометрические/статические упражнения выполняются однократно с максимальным напряжением в 2-4 подхода с интервалом отдыха 1-2 мин. Включаются в тренировки 1-2 раза в неделю. 1. Удержание туловища в полуприседе на одной/двух ногах у опоры с прямой спиной или без опоры с различным положением рук (руки на поясе, руки в стороны, руки на плечах и др.); 2. на руках или предплечьях; 3. Стоя прямо на одной ноге с различным положением рук, вторая нога согнута в коленном суставе или выпрямлена перед собой (руки на поясе, руки в стороны, руки на плечах и др.); 4. Удержание туловища в положении (в упоре на предплечья); 5. Одновременное удержание прямого туловища и ног под прямым углом из положения лежа на спине; 6. Из положения лежа на животе одновременное поднять прямые ноги и руки и зафиксировать их в этом положении; 7. В положении стоя одновременное напряжение всех мышц ног. II. Прыжковые упражнения с предметной нацеленностью. Интенсивность максимальная, выполняется от 30 до 60 отталкиваний. Выполняются 1-2 раза в неделю. 1. Прыжки на одной/двух ногах как вперед, так и спиной назад через препятствия; 2. Прыжки на одной/двух ногах с ; 3. Спрыгивание на одной/двух ногах с препятствия с последующим запрыгиванием на препятствие или с прыжком в длину через препятствия; 4. Прыжки на одной/двух ногах с касанием руками или ногой предмета, находящегося над головой; 5. Прыжки в длину с разбега с отталкиванием одной ногой от опоры с последующим приземлением на две ноги; 6. Прыжки через препятствия с опорой на него рукой/руками. 7. Прыжки боком через препятствия на одной/двух ногах.

Вариант 3.

Цель - повышение общей быстроты движений

I. Общеразвивающие упражнения выполняются по 2-3 подхода в течение 8-10 сек. с наибольшей быстротой. Включаются в тренировки 2-3 раза в неделю. 1. 2. Бег с высоким пониманием бедра в упоре руками у опоры; 3. Движения руками как при беге на месте; 4. В упоре лежа на спине маховые движения прямыми ногами; 5. Ритмичные прыжки на месте на двух ногах с активными движениями рук; 6. Круговые вращение туловищем с прямыми руками стоя прямо и в наклоне; 7. Круговые вращение руками и ногами в положении стоя и лежа на спине. II. Спринтерский бег (от 20 до 50 м) выполняется повторно с интервалами отдыха 2-3 мин. в сумме пробегается от 100 до 300 м 2-3 раза в неделю. 1. Бег с ходу и со старта из различных положений; 2. Эстафетный бег; 3. Бег с гандикапом; 4. Бег через препятствия; 5. Челночный бег (3х10 м; 4х10 м; 3х15 м и др.); 6. Бег с пологого спуска вниз с нарастанием скорости.

Вариант 4.

Цель - развитие общей выносливости

I. Циклические упражнения проводятся 2-3 раза в неделю сначала 10-15 мин. затем постепенно увеличивая время до 2-3 ч. 1. Ходьба на лыжах; 2. Езда на велосипеде; 3. Плавание; 4. Катание на коньках; 5. Бег в равномерном темпе (ЧСС от 130 до 140 уд/мин); 6. Ходьба с чередованием бега по пересеченной местности. II. Общеразвивающие подготовительные упражнения перед основной тренировкой или во время утренней зарядки. Выполняются непрерывно со средней интенсивностью в течение 10-15 мин. 4-5 раз в неделю. 1. Махи руками вверх, в стороны, перед собой и др.; 2. Различные круговые движения руками; 3. Разнообразные наклоны и повороты туловища из положения стоя и в седе; 4. Махи ногами из положения стоя и лежа; 5. Повороты туловища из положения стоя и в седе; 6. Поочередные выпады вперед и в стороны; 7. Ходьба на месте с махами руками.

Вариант 5.

Цель - развитие общей гибкости

Подбираются упражнения с большой амплитудой для всех суставов и во всех направлениях. Для решения задач подойдут разнообразные наклоны, повороты, вращения, сгибания, размахивания. Каждое упражнение выполняется в виде серий из 4-6 повторений с увеличивающейся амплитудой. Выполняется 2-3 серии с интервалами отдыха 10-20 сек. На все упражнения отводится 8-10 мин. Выполняются ежедневно в рамках утренней зарядки и могут включаться в основное тренировочное занятие. Сложно рассказать обо всех вариантах тренировки, но возможно данные программы ОФП помогут в ваших самостоятельных занятиях. Все представленные варианты могут быть дополнены другими упражнениями или скомбинированы между собой. Количество упражнений в сериях может быть изменено как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если вы занимаетесь три раза в неделю, то вы можете всю неделю выполнять один из вариантов, а на следующей неделе уже другой. Также можно на одной из тренировок выполнять первый вариант, на второй тренировке второй и на третьей третий. При составлении программ ОФП нагрузку повышайте постепенно, комбинируйте упражнения в сериях, творчески подходите к делу, но соблюдайте регулярность в занятиях и выполняйте описанные рекомендации. Беговые тренировки вместе с различными упражнениями принесут большую пользу организму и предупредят вас от травм.



Загрузка...
Top