Учебное пособие: Структура подготовленности спортсменов. Понятие структуры физической подготовленности спортсмена Виды, задачи и средства физической подготовки

Понятие структуры физических качеств в общем виде было сформулировано в ряде работ (В.М. Зациорский, 1961, 1965; Ю.В. Верхошанский, 1963, 1970, 1972), однако лишь в плане по-становки проблемы, и до сих пор не получило достаточной со-держательной разработки. Вместе с тем факты, относящиеся

к проблеме структуры физической подготовленности спортсме-нов, довольно обширны и концентрируются в литературе вокруг таких вопросов, как взаимосвязь физических качеств в процессе их развития, «перенос» этих качеств с одного вида деятельности на другой (см. обзоры Н.В. Зимкин, 1956, 1965; Н.Н. Яковлев и др., 1960; В.М. Зациорский, 1965; D. Hebb, 1949; F. Lindeburg, 1949; D. Nelson, 1957; R. Woodworth, 1958; В. Cratty, 1962, 1964). Здесь целесообразно отметить только основные положения, опре-деляющие подходы к содержательной разработке понятия струк-туры физической подготовленности спортсмена.

Установлено, что степень переноса физических качеств с ро-стом тренированности уменьшается (Н.В. Зимкин, 1965; В.М. За-циорский, 1965), что механизм переноса в высшей степени спе-цифичен (F. Cumbeca. о., 1957; D. Nelson, 1957; I. Bachman, 1961; В. Cratty, 1968; I. Lawther, 1968; A. Barrow, 1971), что взаимосвязь между физическими качествами может быть положительной,


– 47 –


отрицательной или нейтральной (Н.В. Зимкин, 1956) и из поло-жительной на начальном этапе тренировки может затем перехо-дить в отрицательную (А.В. Коробков, 1958).

В работах, касающихся методических вопросов взаимосвязи физических качеств, неоднократно отмечалось, что тренировка, состоящая из упражнений, требующих быстроты, силы и вынос-ливости, лучше развивает каждое из этих качеств, нежели тре-нировка каждого из них, производимая даже с увеличенной на-грузкой (Н.Г. Озолин, 1949, 1970). Развитие каждого качества положительно влияет на развитие других, и, наоборот, отставание

в развитии одного или нескольких качеств лимитирует развитие других (А.Н. Крестовников, 1951; С.В. Каледин, 1961; Н.В. Зим-кин, 1956; Н.Н. Яковлев и др., 1961). Например, развитие силы и быстроты обусловливает развитие способности к проявлению быстрой силы (А.В. Коробков, 1953; Н.В. Зимкин, 1956; В.В. Куз-нецов, 1970).

Теоретической предпосылкой здесь выступает гипотетическое предположение о так называемом едином физиологическом ме-ханизме (условном рефлексе), лежащем якобы в основе деятель-ности мышц. Тренировка приводит к образованию «обширного фона» временных связей, на базе которых благодаря так называе-мой пластичности нервной системы могут возникать различные сочетания качественных сторон двигательной деятельности в за-висимости от направленности тренировочного процесса. В связи с этим предполагалось, что вначале соответствующими средства-ми следует отдельно развивать составляющие сложного двига-тельного качества, а затем интегрировать их в основном спортив-ном упражнении или структурно сходных с ним движениях.



В последнее время получила развитие сложившаяся еще в 30-х годах концепция так называемой качественной специфичности двигательных способностей человека, основывающаяся на об-ширном фактическом материале (I. Downev, 1923; G. Allport, 1933; С. Мс Cloy, 1937; Н. Iones, 1949; обзор см. Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972), который свидетельствует о весьма сложных отноше-ниях между двигательными способностями, развиваемыми раз-личными средствами при различных режимах мышечной работы и имеющими вследствие этого низкую степень общности, высо-кую степень специфичности и плохую переносимость с одного вида деятельности на другую. В соответствии с этой концепцией существуют общие и специфические способности. Общие способ-ности лежат в основе выполнения более чем одного задания; они


– 48 –


относительно постоянны по сравнению со значительными коле-баниями условий, в которых выполняется задание. Общие двига-тельные способности человека обеспечивают основу для осущест-вления моторной деятельности и определяются относительно устойчивыми конституционными признаками, регулируемыми наследственностью, строением и физиологией тела.

Специфические способности обусловливают функциональную специфику поведения в сложных двигательных ситуациях и яв-ляются главным образом результатом двигательного опыта, влия-ния окружения и взаимодействия с ним. Если общие способности обеспечивают выполнение нескольких близких по качественным признакам групп заданий, то специфические способности, будучи



в высшей степени независимыми, обеспечивают только одну кон-кретную деятельность.

Предпринимались попытки сформулировать теории, объяс-няющие сущность и физиологический механизм качественной специфичности и функциональной независимости двигательных способностей наличием специфичной нейромоторной координа-ции мышечной деятельности (P. Fitts, 1954; F. Henky, 1952, 1960; F. Henky, G. Whitlec, 1960; K. Smith, 1962). Однако такие попытки представляли собой лишь умозрительные заключения, основы-вающиеся на довольно легковесных фактах.

Что касается структуры силовых способностей, то здесь еще очень много неясного и противоречивого, несмотря на многочис-ленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом. Анализ литературных данных (см. обзор Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972) позволяет выделить некоторые положения, в основе которых лежит более или менее единодушное мнение специали-стов. Так, значительная часть экспериментальных работ указывает на то, что сила мышц, развиваемая одним средством, не может быть разносторонне полезной, что сила мышц не коррелирует со скоро-стью движений и силовые упражнения ухудшают быстроту движе-ний, что статическая сила и динамическая сила не связаны между собой, что изометрическая тренировка может не иметь переноса на динамический режим, что динамическая сила в большей мере свя-зана с двигательными способностями, чем изометрическая.

Следует, однако, отметить, что приведенные выводы, касающи-еся взаимосвязи двигательных способностей, зачастую делались на основе экспериментальных данных, полученных на случайном контингенте испытуемых преимущественно низкой спортивной квалификации и без учета объективных закономерностей, опреде-


– 49 –


ляющих динамику спортивного мастерства. Поэтому относиться

к этим выводам надо весьма осторожно, ограничивая пределы их справедливости той категорией спортсменов (испытуемых), на которых они были получены, и не спешить с обобщениями.

Ниже предлагается концепция структуры физической (и, в частности, силовой) подготовленности спортсменов на основе учета фактических данных и результатов исследования (Ю.В. Верхошанский с сотр.). При этом представляется целе-сообразным различать понятия состава и структуры физической подготовленности спортсмена. Под составом подразумевается комплекс качественно специфических форм работоспособности, объективно присущих человеку и определяющих успех его спор-тивной деятельности, а под структурой – целесообразный систе-мообразующий принцип взаимосвязи в комплексе двигательных способностей, обеспечивающий их функциональное единство и рабочие возможности человека.

Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки.

Актуальность . Важным вопросом подготовки спортсмена в процессе тренировки является поиск рациональных форм организации тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла и отдельных его этапов. В структуре годичной подготовки спортсмена выделяют подготовительный и соревновательный периоды. Как подготовительный, так и соревновательный период включает в себя ряд этапов, характеризующихся определенной направленностью, сочетанием и длительностью применения тренировочных нагрузок. Их планирование осуществляется с учетом особенностей адаптации и во многом обусловлено календарем соревнований. Результаты, показанные в соревнованиях, зависят не только от особенностей построения тренировочного процесса, но и от технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности спортсмена. У спортсменов тренировочный микроцикл, макроцикл и мезоцикл могут быть различны. Поэтому тема работы представляется мне актуальной.

Цель работы – рассмотреть виды подготовки спортсмена и раскрыть основы спортивной тренировки.

Объект исследования – виды и циклы подготовки спортсмена.

Предмет исследования – виды подготовки спортсмена и основы спортивной тренировки.

Задачи работы :

1.Выявить наиболее важные этапы видов подготовки спортсмена. 2.Рассмотреть циклы подготовки спортсмена. 3.Выделить особенности видов и циклов подготовки спортсмена.

Выводы :

1 .Наиболее важными этапами в подготовке спортсмена являются: - повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. – развитие всех основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. – развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта. – повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта. – воспитание способностей проявлять имеющейся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. – приобретение спортсменом знаний об освоение и совершенствование тактических, технических приемов, двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. – овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

2. Рассмотрели циклы подготовки спортсмена. Наиболее эффективным является соревновательный микроцикл, построенный по следующей схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка, соревнования.

3 .Особенностью циклов является микроцикл построенный по схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка и соревнование. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Один из них связаны со спецификой вида спорта – структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившиеся в данном виде спорта системой соревнований, другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей, в третьих – с организацией подготовки, климатическими условиями, материально-техническим уровнем.

Тренированность и спортивная форма

Систематически правильно проводимые тренировки приводят организм спортсмена к состоянию тренированности, при этом спортсмен выполняет работу более экономно, четко, слаженно. Это достигается мобилизацией запасных сил организма, укреплением здоровья, что и обеспечивает высокий уровень двигательной деятельности. Тренированность характеризуется улучшением физического развития и повышением функции органов и систем организма.

У тренированного спортсмена, как правило, хорошее самочувствие и настроение, ровное спокойное поведение, бодрая походка, нормальная осанка. Жизненная емкость легких, мышечная сила кисти и становая динамометрия увеличиваются, но вес умеренно снижается. Частота сердечных сокращений и дыхания урежается, артериальное давление снижается. Тренированность может достичь своей наивысшей точки-спортивной формы.

Спортивная форма - это состояние высокого уровня работоспособности, согласованной деятельности различных органов, систем и всего организма спортсмена в сочетании с развитием морально-волевых качеств, обеспечивающих возможность максимальных спортивных достижений (по профессору А. Н. Крестовникову).

Спортивная форма определяется по состоянию здоровья и спортивным достижениям. Ощущение полного здоровья, слаженная регуляция жизненных процессов, высокая способность включения в работу и быстрое восстановление сил организма после физических нагрузок характерны для спортивной формы. Спортсмен показывает наивысшие для себя достижения.

Спортивная форма может поддерживаться в течение нескольких месяцев, если при этом будут правильный режим жизни и тренировки, достаточное время для восстановления трудоспособности и полноценное питание.

Частые выступления в соревнованиях, форсированная тренировка, нарушение жизненного режима, болезненные состояния могут привести к потере спортивной формы, а в отдельных случаях к перетренированности, перенапряжению.

Теоретические и экспериментальные исследования в области социального, психологического и педагогического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки и соревнований в свете общей теории структур позволили выделить следующие методологические положения.

Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет собой сложное методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет в себе определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов. В рабочую модель структуры процесса психологической подготовки могут быть включены только те средства данного вида подготовки, которые для него абсолютно необходимы, те средства воздействия, которые то применяются, то отсутствуют в процессе психологической подготовки и не могут включаться в его структуру. Это, конечно, не значит, что они не должны применяться в спортивной тренировке, но их следует изучать дополнительно.



Вместе с тем те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не следует произвольно исключать из данной структуры, ибо произвольное игнорирование какого-либо ее элемента приводит к гибели целостного явления. Что касается модельной структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса какого-нибудь абсолютно необходимого элемента рассматриваемой структуры приводит к грубому искажению содержания процесса и как следствие к грубейшим ошибкам в области социально-психологического воздействия на спортсмена.

Исходя из этого положения и были определены следующие элементы структуры психологической подготовки спортсмена и описаны функции (и задачи) каждого элемента:

1. Психологический паспорт избранного вида спорта как система требований к психике и личности спортсмена, занимающегося данным видом спорта, обуславливающих достижение высоких спортивных результатов. Этот элемент структуры характеризует те качества личности и психики, к которым надо стремиться в процессе спортивного совершенствования. Психологический паспорт избранного вида спорта выступает в виде модели будущих результатов психологической подготовки.

2. Психологическая характеристика спортсмена как фактор оценки проявляемых спортсменом психических качеств и черт личности. Нельзя проводить психологическую подготовку без знаний личности спортсмена, без учета того, с какими психологическими качествами (врожденными или приобретенными в процессе жизни) пришел к вам спортсмен.

3. Общая психологическая подготовка спортсмена как основа становления личности в процессе спортивной тренировки. Структуру рассматриваемого вида подготовки составляют: нравственная, волевая, эмоциональная, общегрупповая (коммуникативная) и интеллектуальная подготовки. Каждая из них решает свои специфические задачи.

4. Психологическая подготовка к конкретной тренировке как система психолого-методических мероприятий, связанных: а) с формированием целевой установки на данную тренировку; б) с организацией внимания спортсмена, с программой направленности сознания на выполняемые им двигательные действия; в) с психологическим анализом проведенной тренировки.

5. Предсоревновательная психологическая подготовка спортсмена как система мероприятий, связанных с мобилизацией готовности спортсмена к конкретному соревнованию.

6. Предстартовая психологическая подготовка, включающая организацию жизни и деятельности спортсмена, его внимания в предстартовый период соревновательной деятельности; формирование настройки на выступления в соревнованиях, установку на достижение высокого спортивного результата.

7. Непосредственно соревновательная психологическая подготовка, связанная с развитием способности спортсмена тактически и оперативно мыслить в условиях жесткой соревновательной борьбы, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения.

8. Постсоревновательная психологическая подготовка, связанная с анализом успешной и неуспешной соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления умственными и двигательными действиями, в решении задач и сверхзадач, поставленных перед спортсменом.

Вторым методологическим положением, лежащим в основе функционирования системы психологической подготовки, является абсолютная необходимость и доказательность включения данного элемента в существование и жизнедеятельность такого сложного блока спортивной подготовки, как система социально-психологического воздействия. Теория и системный подход позволяют быстрее определить и доказать абсолютную необходимость того или иного элемента в структуре психологической подготовки.

Третье методологическое положение, лежащее в основе психологической подготовки, - взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым - ее существование и жизнедеятельность. Под взаимозависимостью понимается проявление функций системы в тесной связи всех психических функций и качеств личности между собой. Что касается взаимообусловленности, то под этим фактором мы понимаем одновременное нормальное функционирование всей системы элементов. Так, например, проявление надежности и стабильности спортивной деятельности характеризуется показателями какой-то одной психической функции - быстроты реакции спортсмена или устойчивости его внимания, хотя они обусловлены другими психическими функциями. Бывает и так: спортсмена обвиняют в безволии, но сам факт многолетней тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов воздействия на спортсмена.

Четвертое методологическое положение общей теории структур в преломлении к психологической подготовке спортсмена - обусловленность (детерминированность) формирования психики и личности спортсмена внешней средой и характером спортивной деятельности. Проблема детерминированности спортивной деятельности сама по себе очень сложна, так как охватывает многие стороны двигательной деятельности спортсмена. Вместе с тем в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только работой сознания спортсмена. Теория и практика спортивной деятельности не дает основания считать, что этот вопрос решен. Как показал анализ, осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся предметно направленная спортивная деятельность (вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (спортивного упражнения), социальная среда и др.; к индивидуальным особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние тренированности, врожденные и приобретенные свойства личности.

Пятым методологическим положением является иерархия элементов структуры психологической подготовки спортсмена. В свете данного принципа в системе психологической подготовки нет второстепенных элементов - все они одинаковы и абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость данного элемента в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки.

Что же касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести факт, что спортивная тренировка осуществляется личностью (разумным существом) и все виды подготовки в спорте сопровождаются психическими процессами, проявлением различных свойств личности. Этот факт побуждает отдельных специалистов-практиков считать, что выделять психологическую подготовку в системе спортивной тренировки в отдельный блок нет смысла, так как все виды подготовки спортсмена пронизаны психологическим содержанием и совсем не обязательно строить дополнительную систему психологического воздействия. С этим мнением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания личность и ее качества, мы сталкиваемся и с отрицательным влиянием спортивной деятельности на формирование личностных и психических качеств спортсмена.

Итак, какое же место занимает психологическая подготовка в иерархии спортивной тренировки? По нашему мнению, она является интегративно значимой функцией в системе спортивной тренировки человека.

Иерархия значимости элементов структуры психологической подготовки спортсмена имеет свои специфические особенности, абсолютно необходимые для достижения конкретных результатов данного вида подготовки. Первое место здесь занимает психологический паспорт избранного вида спорта, второе - психологическая характеристика спортсмена, третье - общая психологическая подготовка; четвертое - психологическая подготовка к конкретной тренировке; пятое - предсоревновательная психологическая подготовка; шестое - предстартовая психологическая подготовка; седьмое - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; восьмое - постсоревновательная психологическая подготовка.

СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно устоявшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации:

По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена к достижению (техническая, тактическая, физическая, психологическая, интеллектуальная (теоретическая) подготовка);

По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией (общая и специальная подготовка);

По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей (интегральная подготовка).

Техническая подготовка и техническая подготовленность

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы. (Курамшин Ю.Ф., 2003, стр.356-357)

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов

В структуре технической подготовленности важно выделить:

Базовые движения , к ним относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта.

Дополнительные движения и действия – это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. Именно они и формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена.

По степени освоения приемов и действий техническая подготовленность характеризуется тремя уровнями:

1 - наличием двигательных представлений о приемах и действиях, и попыток их выполнения;

2 – возникновением двигательного умения;

3 – образованием двигательного навыка.

Двигательное умение отличают нестабильные и не всегда адекватные способы решений двигательной задачи, значительная концентрация внимания при выполнении отдельных движений, отсутствие автоматизированного управления ими.

Характерными особенностями двигательного навыка, напротив, является стабильность движений, их надежность и автоматизированность. (Платонов, Теория спорта, стр. 144)

Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством . Критериями технического мастерства являются:

Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники - степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это - соотношение частоты использования разных игровых приемов.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

Техническая подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно. Ее следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими и другими возможностями спортсмена, а также с конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное дей­ствие.

В наиболее общем виде уровень технической подготовленности определяется: объемом приемов и действий, которыми владеет спортсмен; степенью освоения этих приемов и действий; результативностью техники.

Технические приемы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объем их постоянно обогащается. При этом наибольшая техническая оснащенность и наибольшее расширение технического арсенала характерны для сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр. Вдолне естественно, что чем большим числом приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревнователной борьбы, тем в большей мере он способен противостоять атакующим действиям соперника и ставить его в сложные положения.

Таблица 12

Распределение технических действий (в %) участников

соревнований по классической борьбе на VII и VIII летних

Спартакиадах народов СССР (А. А. Новиков и др., 1984)

Приемы VII Спартакиада VIII Спартакиада
Переводы в партер 34,3 16,7
Броски череа спину 12,2 7,7
Броски прогибом 9,1 9,3
Сваливания 7,1 6,0
Напрыгивания 9,8 5,8
Прочие приемы в стойке 0,1 1,9
Накат 17,0 40,4
Перевороты и броски прогибом в партере захватом за туловище хяади и обратным захватом туловища 2,2 5,3
Выходы наверх 6,4 5,8
Прочие приемы в партере 1,8 1,1

Следует отметить, что развитие тактики спорта, изменение правил соревнований, спортивного инвентаря и т. д. заметно влияют на содержание технической подготовленности спортсменов. Так, в классической борьбе сокращение времени поединков, повышение требовательности судей к активному ведению борьбы и др. су­щественно сказываются на характере и соотношении двигательных действий спортсменов (табл. 12).

В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять, базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индиви­дуальными особенностями. Именно дополнительные движения и действия во многом определяют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки, в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат определяются прежде всего совершенством базовых движений и действий; на уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе.

Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, тактической, психологической подготовленности.

Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований, функционального состояния спортсмена. Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуется большим количеством «сбивающих» факторов. Это активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное состояние мест соревнований, оборудования, недоброжелательное, поведение болельщиков и т. п. Способность спортсмена выполнять эффективные приемы и действия в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранять временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в видах спорта циклического характера попытки сохранить стабильные характеристики движений на второй половине дистанции ведут к значи­тельному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утом­лением, позволяют сохранить или даже несколько увеличить скорость. Например, пловцы высокого класса в конце дистанции часто увеличивают темп движений и благодаря этому поддержи­вают высокую скорость при уменьшающихся вследствие утомле­ния силовых возможностях и расстоянии, проходимом в каждом цикле движений (рис. 13)

Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острой недостаточностью времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т. п.

Важным моментом технико-тактических действий в некоторых видах спорта является умение спортсменов пользоваться эффектом лидирования, проявляющимся в снижении динамического давления на движущееся тело. Например, в беге на средние дистанции бег за лидером на расстоянии 1 м от него заметно снижает сопротивление. Это приводит к уменьшению потребления кислорода на 6,5 % , общих затрат энергии – на7,5%. Особенно велика роль использования эффекта лидирования в велосипедном спорте - в командных гонках на 100 км (шоссе) и на 4 км (трек), а так же в групповых гонках на шоссе и треке. Если величину потребления кислорода у спортсмена, участвующего в командной гонке. Принять за 100%, то у находящегося на второй позиции потребление кислорода составляет 65-71%, на третьей 68-80%, на четвертой 70-90%. Умелое использование эффекта лидирования существенно влияет на скорость пердвижения: результат команды в гонке преследования на 4 км обычно превышает результат спортсменов-одиночников в такой же гонке на 20 с и более.

Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии, времени и пространства при выполнении приемов и действий. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, минимальным напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность. В спортивных играх, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта важным показателем экономичности техники явлеется способность спортсменов к выполнению эффективных действий при небольшой амплитуде и наименьшей затрате времени.

Минимальная тактическая информативность техники для соперника является важным показателем результативности деятельности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной в этих видах спорта может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень технической подготовленности предусматривает способность выполнять такие движения, которые с одной стороны достаточно эффективны с точки зрения достижения цели, а с другой – не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирующих тактический замысел спортсмена.


Похожая информация.




Загрузка...
Top