Современные проблемы науки и образования. Оздоровительное плавание для студентов В то же время, у студентов имеется ложное представление о санитарно-гигиеническом состоянии плавательного бассейна, это подтверждается в полученных результатах при выявлении

Мы создали Метарейтинг, чтобы вам не нужно было собирать разрозненную информацию о букмекерах по всему Интернету. Теперь чтобы узнать средневзвешенную оценку той или иной конторы и прочитать все отзывы о ней вам нужно зайти только на один сайт. Metaratings.ru даст вам самые объективные цифры, основанные на данных всех ведущих сайтов о беттинге, а также на отзывах и оценках игроков.

Основные направления сайта Metaratings

Рейтинг букмекеров на основе метаоценки — объективный и регулярно обновляемый топ лучших букмекерских контор по мнению экспертов Рунета. Рейтинг призван помочь игрокам выбрать надежный сайт для ставок на спорт в интернете, получив исчерпывающую информацию о букмекерской конторе.

Отзывы о букмекерах — самый полный дайджест отзывов о букмекерских конторах со всего Интернета. Все отзывы разделены на позитивные, негативные и нейтральные. На основе отзывов и оценок игроков мы вывели пользовательский метарейтинг букмекерских контор.

Прогнозы на спорт — мозговой центр нашего сайта. Здесь специалисты и эксперты на постоянной основе делятся лучшими прогнозами и ставками на ближайшие матчи и спортивные события. Аналитики Metaratings.ru предоставляют бесплатные прогнозы на футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, бокс MMA и другие виды спорта.

Школа беттинга — обучающие материалы о правильной игре в букмекерских конторах. Почерпнуть для себя что-то новое могут не только начинающие игроки, но и опытные беттеры. Расшифровка и виды букмекерских ставок, принципы работы букмекерских контор, формирование и движение коэффициентов в линии, стратегии, полезные советы по онлайн-ставкам и многое другое.

Спортивная новости и аналитика — обзор предстоящих и прошедших спортивных событий, актуальные новости из букмекерской сферы. Ставки на футбол и анализ футбольных турниров — основное направление, которому уделяется наибольшее внимание. Остальные виды спорта тоже не остаются без внимания, как и любая другая важная информация о беттинге.

Сделайте ставки на спорт безопаснее для себя с Metaratings.ru!

  • Воронина Кристина Сергеевна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПЛАВАНИЕ

Занятия плаванием оказывают положительный эффект на уровень здоровья студента, а также на его интеллектуальные способности мозговой деятельности. В организме человека все взаимосвязано между собой. В свою очередь плавание является тем активным процессом, при помощи которого можно достичь полноценного оздоровления организма.

  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Должна ли физическая культура быть включена в образовательную программу?

Введение

В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.

Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.

В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.

В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.

Основная часть

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме - за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч. Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели. Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий. А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Выводы

Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии. Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.

Плавание - это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
  3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
  4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
  5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
  6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.
76 77 78 79 ..

11.5.
Плавание в высших учебных заведениях

Программа по физическому воспитанию в высших учебных за­ведениях включает обязательный раздел «Плавание», который ре­ализуется в течение всего периода обучения студентов в вузе в сле­дующих формах: учебные занятия (обязательные и факультатив­ные); занятия в секции спортивного клуба вуза и в спортивно-оз­доровительных лагерях.
Практика использования плавания как средства физического воспитания показывает возможность повышения эффективности учебного процесса в результате совершенствования физических и функциональных способностей студентов; поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности на протяжении всего периода обучения; профессионально-прикладной под­готовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой дея­тельности); формирования у студентов навыков и умений само­стоятельных занятий плаванием; приобретения необходимых зна­ний по основам теории, методики и организации обучения и спор­тивной тренировки по плаванию, выполнения функций судьи по спорту и инструктора-общественника по плаванию.
Обязательный учебный материал программы по плаванию на I и II курсах осваивается студентами в комплексе с другими средст­вами физического воспитания (гимнастические упражнения, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.).
Для проведения практических занятий на каждом курсе фор­мируются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется на Iкурсе - с учетом состо­яния здоровья, уровня физической подготовленности и спортив­ной квалификации.
На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Практические занятия для студентов этих групп проводятся раздельно. Как пра­вило, на подготовительное отделение зачисляются студенты, кото­рые ранее спортивным плаванием не занимались.
На специальном учебном отделении занимаются студенты, от­несенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
На отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям по плаванию на этом от­делении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивно­го разряда, но обладающие хорошими способностями и желающие заниматься плаванием.
Численный состав учебных групп подготовительного и специ­ального отделений не должен превышать 15 человек. Количество занимающихся на одного преподавателя (тренера) в отделении спортивного совершенствования зависит от уровня спортивной подготовленности студентов: так, в группах, состоящих из плов­цов III и II спортивного разряда, число занимающихся не долж­но превышать 12 человек; из пловцов I разряда и кандидатов в мастера спорта - не более 8 человек; из мастеров спорта - 4-6 человек.
В процессе учебных занятий по плаванию на самом массовом, подготовительном отделении решаются следующие задачи:

На I курсе - выбор основного способа спортивного плавания и тренировка в этом способе;
на II курсе - сочетание спортивного плавания с занятиями в за­ле скоростно-силовой направленности.
Рекомендуемая преимущественная направленность практиче­ских занятий по семестрам следующая:
1-й и 2-й семестры - совершенствование общей плавательной выносливости;
3-й семестр - скоростно-силовая подготовка;
4-й семестр - чередование тренировки скоростной направ­ленности и совершенствования специальной выносливости [И.А. Федченко, 1989].
На занятиях в 1-м семестре характерно проплывание средних дистанций, используя равномерный метод с постепенным воз­растанием к декабрю интенсивности упражнений (ЧСС - до 170 уд/мин). Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания по элементам не превышает 20% от общего запланиро­ванного объема упражнений.
Во 2-м семестре рекомендуется проплывание средних и длин­ных дистанций с равномерной и переменной скоростью. Объем плавания по элементам не увеличивается, однако возрастает ин­тенсивность выполнения упражнений (ЧСС - до 180 уд/мин). Мо­торная плотность занятия может достигать 90%.
В 3-м семестре содержание тренировочной программы включа­ет в основном проплывание коротких отрезков и дистанций с не­большой интенсивностью (ЧСС - до 170 уд/мин). Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность заня­тий достигает 70-80%.
В 4-м семестре планируется проплывание коротких отрезков и дистанций в полной координации с применением повторного и интервального методов тренировки. Рекомендуется 1 раз в 4-5 за­нятиях проводить тренировку ударного характера на совершенст­вование общей выносливости, используя дистанционное плава­ние. Моторная плотность занятий (в зависимости от направленно­сти) колеблется от 70 до 90%.
Занятия в декабре и мае (календарные периоды, предшеству­ющие экзаменационным сессиям) следует постоянно разнооб­разить по содержанию. Целесообразно использовать упражне­ния для изучения и совершенствования техники дополнитель­ных способов и прикладного плавания; включать в занятия раз­личные виды эстафет и проплывание отрезков в повторном ре­жиме.

Перечисленные организационные и методические рекоменда­ции повышают эффективность учебного процесса, а использова­ние плавания как основного вида физических упражнений дает возможность студентам успешно выполнять требования учебной программы и достигать хорошего уровня функционального разви­тия.
На специальном отделении, где плавание является основным ви­дом физических упражнений, занятия планируются с учетом со­стояния здоровья и уровня физической подготовленности студен­тов. Следует подчеркнуть, что занятия для студентов этого отделе­ния являются обязательными на протяжении всего периода обуче­ния в вузе и проводятся в объеме 4 ч в неделю.
В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи:
укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня рабо­тоспособности;
устранение функциональных отклонений и недостатков в фи­зическом развитии и двигательной подготовленности;
коррекция остаточных явлений после перенесенных заболева­ний; содействие стойкой компенсации нарушений в деятельности различных органов и систем, вызванных тем или иным заболева­нием;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений.
При планировании и проведении учебных занятий по плава­нию с этим контингентом следует придерживаться следующих правил:
-дозировка плавательных упражнений должна способствовать равномерности нарастания нагрузки. В то же время упражнения, выполняемые с относительно высокой ЧСС, должны чередовать­ся с активным отдыхом;
-распределение учебного материала следует планировать так, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма на физическую "нагрузку имела наибольший подъем во второй поло­вине основной части занятий;
-при составлении конспекта занятий не следует увлекаться большим количеством разнообразных упражнений;
-подбирать плавательные упражнения и способ плавания нуж­но строго индивидуально;
-при выполнении заданий необходимо обращать особое вни-

Мание на постановку правильного дыхания; исключать упражне­ния, требующие больших мышечных усилий, с задержкой дыха­ния; чередовать физические упражнения со специальными дыха­тельными;
- моторная плотность занятия должна составлять 50-70%.
Особое значение в процессе учебных занятий по плаванию со студентами, отнесенными в специальную медицинскую группу, имеют врачебно-педагогические наблюдения. При учете интен­сивности и объема выполненной плавательной нагрузки необхо­димо наблюдение за внешними признаками утомления во время выполнения упражнений. При чрезмерной нагрузке могут возник­нуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др. Может появиться также неудовлетворенное состояние после занятия, что обусловле­но несоответствием режима выполнения упражнений состоянию здоровья студентов, уровню их тренированности. В этих случаях необходимы изменение режима, достаточный отдых, проведение углубленного врачебного обследования.
Реакция на физическую нагрузку в процессе занятия студентов на специальном учебном отделении должна проявляться умерен­ными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузки частота сердечных сокраще­ний, артериальное давление, частота дыхания повышаются; пери­од восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5-10 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизнен­ная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться (в последнем случае это свидетельствует о на­ступлении утомления). Небольшая степень утомления на занятиях плаванием со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.
Задачами обучения плаванию на отделении спортивного совер­шенствования являются:
повышение уровня спортивной подготовленности;
приобретение профессионально-прикладных знаний и умений.
Наиболее подготовленные студенты-пловцы, имеющие квали­фикацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединен­ные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного со­вершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов. Такие отделения создаются на базе одного из вузов города при наличии плавательного бассейна и комплекса спортивных со­оружений, что позволяет проводить подготовку спортсменов в соот­ветствии с современными научно-методическими требованиями.

Для работы в межвузовских учебных отделениях привлекаются ведущие специалисты вузов. Пловцы, занимающиеся у одного тренера (преподавателя), могут представлять разные вузы. Комп­лектование таких групп целесообразно осуществлять с учетом спе­циализации в способах плавания и дистанциях.
Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по плаванию в вузе осуществляется совместными усилиями ка­федры физического воспитания и спортивного клуба в следующих формах:
-занятия в спортивной секции плавания;
-занятия в оздоровительных секциях (формирование комп­лексных групп: атлетическая гимнастика + плавание; аэробика + + плавание и т.п.; аквааэробика и др.):
-проведение соревнований по плаванию, водных праздников, массовых проплывов и др.;
-занятий плаванием в спортивно-оздоровительных лагерях;
-строительство спортивных сооружений (в том числе и плава­тельных бассейнов),
Проведение учебной, спортивной и массовой работы по плава­нию должно быть отражено в следующих документах планирова­ния и учета: план по физическому воспитанию, составленный на год; график учебного процесса на учебный год (семестр); рабочий план на учебный год (семестр); план-конспект занятия; журнал учета работы в учебной группе.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на подго­товительном учебном отделении.
2. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на специ­альном учебном отделении.
3. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на отделе­нии спортивного совершенствования.
Рекомендуемая литература
Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподава­телей и студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • владеть основными навыками спортивного и прикладного плавания; способами и приемами оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде;
  • уметь формировать с учетом возраста, пола и подготовленности занимающихся;
  • планировать индивидуальные и групповые уроки по начальному обучению плаванию лиц различного возраста и подготовленности;
  • организовывать и проводить соревнования по плаванию с различным контингентом занимающихся;
  • применять на занятиях по плаванию и методы, адекватные поставленным задачам;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов формирования и совершенствования двигательной активности при занятиях плаванием;
  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности занятий по плаванию;
  • применять комплекс средств и методов формирования у обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;
  • подбирать средства и методы для начального обучения технике различных способов плавания;
  • выполнить необходимые мероприятия по ;
  • провести занятие или часть занятия по начальному обучению плаванию.

Для определения уровня плавательной подготовленности студентов предлагается дифференцированная оценка техники трех спортивных способов плавания на основе наиболее часто встречающихся типичных ошибок при выполнении двигательных действий в воде.

Оценка «5» выставляется за выполнение движений, соответствующих требованиям к модельным характеристикам.

Оценка «4» выставляется за незначительные ошибки (неточное выполнение отдельных деталей техники, ведущее к снижению эффективности движений в воде).

Оценка «3» выставляется при наличии значительных ошибок, влияющих на эффективность пловца в воде в конкретном способе плавания.

Оценка «2» выставляется за грубые ошибки, искажающие основу техники двигательного действия.

Оценка «1» выставляется, если студент не может перемещаться по поверхности воды, используя движения, характерные для оцениваемого способа плавания.

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии труда и организационной психологии

МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ

Стили: баттерфляй (дельфин), кроль на спине

Выполнил:

студентка группы ИП-318

Пономарева И.А.

Омск 2010

1. Источники и движущие силы общества…………………………………3

2. Баттерфляй (дельфин)…………………………………………………….5

3. Кроль на спине…………………………………………………….…….11

4. Ошибки в упражнениях, методические указания, упражнения по исправлению ошибок……………………………………………………..

5. Список использованной литературы……………………………………

Источники и движущие силы общества

Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе. В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание – жизненно необходимый навык, плавание – ценнейший вид физических упражнений.

Люди хорошо умели плавать еще в древние времена. Это помогало им охотиться, ловить рыбу, спасаться от врагов или преследовать их. В Древней Греции считали: что образованный человек - это тот человек, который умеет читать, писать и… плавать. Фигуры пловцов, высеченные на камнях, изображали плывущих мужчин на древнейших папирусах и пазах, рассказывают об использовании плавания в военном деле, труде, быту примерно за три с лишним тысячи лет до н.э. Из истории известно, что знаменитыми пловцами были, например, Александр Македонский и Юлий Цезарь, что более 2000 лет назад в Японии соревновались в плавании на скорость.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV-XVI вв. В 1538 г. вышло первое руководство по плаванию датчанина Н. Винмана. Зарождение спортивного плавания в России относится к середине XIX века. Первые официально зарегистрированные спортивные состязания пловцов в истории по «Правилам проведения состязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-годов прошлого столетия. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды. Накопительный опыт изучил и обобщил один из офицеров корпуса Л. Конкин. Позже он издал в Петербурге специальную книгу «Плавательные команды в строевых частях инженерных войск и обучение плаванию низших чинов».

Первый крытый бассейн в России был построен в 1891 году в Москве при центральных банях. В царской России спортивным плаванием занимался очень ограниченный круг людей. В 1890 году было проведено первое соревнование в Европе, а чуть позже, в 1898 году в программу первых Олимпийских игр современности было включено плавание и с тех пор неизменно входит в число Олимпийских игр. Спортивное плавание включает соревнования на дистанциях от 50 до 1500 метров. В соревнованиях применяются следующие стили плавания: баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс, кроль на груди (вольный стиль).


Баттерфляй (дельфин)

Рассмотрим один из этих способов - баттерфляй (дельфин). Баттерфляй - один из силовых способов плавания.

Плавание способом дельфин характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.

По скорости плавания дельфин занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании невелико.

Дельфин применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

При плавании дельфином имеется несколько вариантов согласования движений (одноударная, двухударная и трехударная координация). Наиболее распространенным является двухударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.

Зарождение этого способа началось с 1935 года и продолжалось вплоть до 1950 года. Баттерфляй (дельфин) является принципиально новой разновидностью брасса - баттерфляй (от англ. Butterfly - бабочка, т.к. спортсмен, плывущий баттерфляем, напоминал издали гигантскую бабочку). Этот способ продемонстрирован в соревнованиях на дистанции 100 м брассом. Показанные результаты превысили мировой рекорд. Для него было характерно следующее: гребок руками выполняется не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости - спереди вниз и назад. Затем руки выбрасывались из воды, проносились по воздуху вперед для нового гребка, причем движения обеих рук были одновременно и симметричными, что соответствовало международным правилам плавания брассом. Баттерфляй оказался намного быстроходнее классического брасса.

Способу плавания баттерфляй (дельфин) отведены в соревнованиях дистанции на 50, 100, 200 м. Он также используете в комбинированной эстафете 4Х100 м на третьем этапе, на первых отрезках дистанций 200 и 400 м в комплексном плавании. Внешне способ плавания баттерфляй (дельфин) отличается одновременными симметричными движениями как на сверху–вниз, наподобие дельфиньего хвоста, так и гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их под водой.

Положение тела. При плавании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воду. В связи с волнообразными движениями туловища и значительным колебанием в вертикальной плоскости плечевого пояса угол «атаки» изменяется на протяжении одного цикла в пределах ±20°.

Движение ногами. В способе «дельфин» ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях активно участвует туловище пловца.

Подготовительное движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с разгибания прямых ног в тазобедренных суставах с одновременным сгибанием туловища в пояснице (назад) и опусканием таза. Примерно до горизонтального положения ноги движутся вверх прямыми, а затем сгибаются в коленных суставах, составляя угол между задней поверхностью бедра и голенью примерно 115-135°. Во время этого движения стопы поворачиваются внутрь, а колени разводятся в стороны на ширину 15-20 см.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ног в коленных и голеностопных суставах (в конце движения), одновременного сгибания ног в тазобедренных суставах (вниз) и туловища в поясничной части (вверх). Затем голени и стопы быстро движутся вниз, а поясница и таз приближаются к поверхности воды.

Движения руками. При плавании дельфином цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.

Вход рук в воду и наплыв. Когда движение над водой закончено, прямые, но ненапряженные руки опускаются в воду примерно на ширине плеч в такой последовательности: кисть, предплечье и плечо. Затем прямые руки начинают движение в воде в направлении вперед и вниз. Наплыв заканчивается, когда руки с поверхностью воды составляют угол в 10-20 градусов.

Опорная часть гребка. Эта часть гребка характеризуется началом сгибания рук в локтевых и лучезапястных суставах. Руки продолжают движение вниз, при этом кисти приближаются к перпендикулярному положению по отношению к направлению движения пловца. Опорная часть гребка заканчивается, когда угол между поверхностью воды и руками 30°.

Основная часть гребка. Двигаясь вниз и назад, руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, обеспечивая кистям поступательное движение спереди назад, при котором сила тяги становится максимальной.

Во время гребка локти движутся назад и в стороны, а киста находятся на ширине плеч или приближаются к вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела. Чтобы облегчить вынос рук из воды, надо в заключительной стадии основной части гребка выполнять движение кистями назад и несколько в стороны от туловища.

Выход рук из воды. Из воды руки поднимаются в такой последовательности: плечи, предплечья и кисти. При этом руки слегка сгибаются в локтевых суставах.

Движение рук над водой. Почти прямые руки одновременно выполняют движение над водой через стороны, без излишнего напряжения, но с большой скоростью. Во время проноса кисти повернуты тыльной стороной к воде и только перед входом в воду поворачиваются ладонями вниз.

Дыхание. Плечевой пояс занимает наиболее высокое положение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голова спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.

Общая координация движений. Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят первый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаются в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот момент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.

Движение ногами по суше

1. И.п. - о.с.: правая нога на носок. Стоять боком к опоре. Захват правой рукой за опору, левая на поясе. Движение правой ногой назад, таз вперед, прогнуться. Ноги от пола не отрывать.

2. И.п. - о.с.: руки вверх вместе. Одновременные движения тазом и животом вперед-назад. Сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах. Прогибаться максимально.

3. И.п. - наклон прогнувшись, руки вверх на опоре. Выполнить присед, спина круглая руки на опоре. Носки вместе, пятки в стороны. Высота опоры до уровня груди.

4. Из упора сидя принять упор на руках горизонтально за счет отталкивания стопами от опоры. Таз приподнять вверх. Можно принимать упор на бедрах.

Движение ногами в воде

1. И.п. - лежа на груди, хват одной рукой за бортик на уровне воды, другой - опора о бортик на глубине 30-50 см. Движения тазом вверх-вниз. Колени не сгибать.

В упр. 2 движения те же, что и в упр. 1, но ноги в коленях сгибать. Большие пальцы ног вместе, пятки в стороны.

3. И.п. - неширокий хват за бортик, руки прямые, голова опущена в воду до ушей. Движения ногами - дельфин.

4. Плавание с движениями ногами дельфином, руки у бедер. Подбородок прижат к груди, руки расслаблены. Первые движения выполнять в толще воды, затем на поверхности.

5. Плавание ногами дельфином на спине с доской (прижата к груди), смотреть вверх, колени не выходят из воды. В верхнем положении таз находится у поверхности воды.

6. Плавание на груди ногами дельфином, доску держать за ближний край прямыми руками, голова опущена в воду до уровня ушей.

В упр. 7 и 8 - доску держать одной рукой, другая - у бедра, затем наоборот.

9. Плавание на груди ногами дельфином, руки вверху. Акцентировать движения тазом вверх. В коленях угол сгибания небольшой. Подбородок прижат к груди. Выполнять по задержке дыхания.

В упр 10; 11 - одна рука вверху, другая - у бедра, затем наоборот.

Освоение движения на суше и в воде

1. И. п. - наклон прогнувшись, руки на пояснице, голова назад-вдох; голова вперед-выдох, подбородок прижат к груди.

Упр. 2 аналогично, но выполняется в воде. Глубина воды до уровня живота. Голову опускать в воду до уровня ушей и открывать глаза. Акцент - на сильное окончание выдоха.

Движение рук на суше и в воде

1. И. п. - о. с. (лицом к стене), движения руками дельфином. Кисти двигаются по стене. Расстояние до стены - длина плеча, между кистями -10-20 см.

2. И.п. - наклон прогнувшись, руки у бедер, круговые движения руками вперед. Затем движения руками разнообразные: вперед (дельфином), конец гребка - руками у бедер. Соблюдать симметричность движения руками.

Кроль на спине

Но уже на II Олимпиаде в 1900 году в Париже учли, что при плавании различными способами участники достигают различных скоростей и выделили в отдельный номер программы игр дистанции 200 метров в/ст. На протяжении первого десятилетия XX в. в этом способе плавания спортсмены пользовались так называемым перевернутым брассом. Но по мере утверждения кроля в заплывах вольным стилем некоторые спортсмены, специализировавшиеся в плавании на спине, попытались «перевернуть» и кроль. Первым добился успеха в плавании кролем на спине Гарри Хебнер из США. На V Олимпиаде (Стокгольм) в заплыве на 100 метров на спине он победил всех пловцов, пользовавшихся брассом на спине: в том числе мирового рекордсмена в плавании на эту дистанцию немца Отто Фаара. После этого стиль Хебнера получил всеобщее признание и им долгое время пользовались все сильнейшие спортсмены, плавающие на спине. Коренные усовершенствования в технику гребковых решений руками и ногами внесли в этот способ многократные спортсмены мира в плавании на спине американский пловец Адольф Кифер (1935-44) и пловец из ГДР Ролланд Маттес (1967-75).

Поистине бурный рост скорости в плавании на спине позволил спортсменам достигнуть выдающихся результатов. Но это уже спортсменам. А пока перед читателем стоит более скромная задача - научиться плавать кролем на спине. Для этого в первую очередь надо получить представление о технике плавания этим способом.

Кроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.

Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному, положении (угол «атаки» 6-10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь.

Движения ногами. Так же как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз - подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В крайнем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130-140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх-назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.

Движения руками . Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги.

Вход руки в воду и наплыв. В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз-вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направлению движения положение и начинает «захватывать» воду. Все это происходит на глубине не более 15 см.

Опорная часть гребка. Продолжая движение вниз-вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 160°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.

Основная часть гребка начинается в тот момент, когда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 120°. Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а локоть - ниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное направлению движения положение и находится у поверхности воды. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25-30°.

Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.

Движение руки над водой. Быстрое движение прямой руки над водой осуществляется в плоскости, проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 15°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.

Дыхание. Несмотря на то что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над водой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох - во время ее движения в воде.

Общая координация движений. Согласование движений руками и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребка, а левая нога снова производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последовательности.

Старты и повороты. Старт при плавании на спине в отличие от других способов выполняется из воды. После предварительной команды «занять места» или соответствующего сигнала, пловец опускается в воду, захватывает поручни сверху стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, надежно упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды (согласно правилам соревнований). После команды «на старт» пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение и сразу по команде «марш» или иному сигналу совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика, что позволяет сделать небольшой полет низко над водой, войти в воду и после небольшого скольжения под водой - до 15 м - начать выполнять движения кролем на спине. Повороты при плавании кролем на спине должны обеспечить непрерывность плавания и различаются как закрытые, так и открытые. Основным условием последних правил соревнований при повороте является то положение, что до касания поворотного щита разрешается поворачиваться из принятого положения на спине, а также совершать только вращательные движения. Кроме этого касаться поворотного щита можно любой частью тела, не обязательно рукой.

Движения ногами на суше

И.п. - сидя на переднем крае скамейки, хват руками сзади за скамейку. Попеременные движения ногами сверху-вниз (кролем), носки оттянуты, большие пальцы касаются друг друга. Ноги в коленях не сгибать, амплитуда движения ног 40-60 см. Упражнение выполнять сидя на полу.

И.п. - лежа спиной на скамейке с опорой на таз и опорой предплечьями о пол. Движения ногами кролем. Носки вовнутрь, менять темп и амплитуду движения ногами.

Движения ногами в воде

1. И.п. - лежа на спине, руками обратный хват за бортик, опора на него. Движения ногами кролем. Таз от поверхности воды на 10-30 см. Стопами выбрасывать воду вверх.

Движения ногами с плавательной доской

1. И.п. - лежать на спине, доску прижать к груди. Движения ногами кролем. В упр. 2 доску держать за головой. В упр. 3 доску держать прямыми руками вверху. Упр. 4, 5 выполняются держа доску одной рукой, другая вверху и наоборот. В упр. 6, 7 держать доску одной рукой, другая у бедра и наоборот. Во всех упражнениях движения ногами кролем, таз у поверхности воды, подбородок прижат к груди, движения ног от бедра.

Движения ногами без плавательной доски

Те же упражнения, что и с доской, но без нее.

Движения рук на суше и в воде

Упр. 1. И.п. - ноги врозь. Круговые движения назад одной, затем другой рукой. В упр. 2, 3 выполнять соответственно поочередные и попеременные круговые движения рук назад.

Упр. 4. Уровень воды до пояса. Полуприсед наклонный на правой ноге, левая на носок, круговое движение правой рукой, левая у бедра. В упр. 5 выполнять поочередные круговые движения назад, следить за разворотом кистей наружу. Сгибать руки в локтях до 900, подбородок прижат к груди.

Упр. 6, 7. Упражнения выполняются аналогично 4, 5, но с продвижением спиной вперед. Активное отталкивание кистью от воды. Окончание гребка рукой у бедра. Рука вперед прямая.

Изучение дыхания и согласование движений рук и дыхания на суше и в воде

1. При изучении дыхания подготовительные упражнения выполняются с целью освоения быстрого вдоха и максимального полного выдоха. Движения в этих упражнениях выполняются акцентированного вдоха в момент дугообразного движения одной руки вверх и выдоха в момент приведения кисти этой же руки к бедру.

Согласование движений рук, ног и дыхания

1. Плавание на спине с движениями ногами кролем и с движением одной рукой кролем, другая у бедра, затем движение другой рукой, вторая у бедра. В упр. 3 движения руками кролем поочередные с остановкой внизу, а в упр. 4 движения руками попеременные. Рука в воду входит точно вверху, кисть развернута большим пальцем вверх.

Упр. 5-8. Плавание на спине с движениями ногами кролем и с движением одной руки кролем, другая вверху, затем движение другой рукой: вторая вверху. В упр. 6 движения руками кролем поочередные с остановкой вверху, а в упр. 7 движения руками попеременные. Через 3-4- цикла руками остановка их вверху и движения только ногами Первоначальное выполнение упр. 1-8 со свободным дыханием. После освоения координации движений рук и ног выполняются эти упражнения с акцентированным вниманием на окончание выдоха, выполняющимся в конце гребка одной из рук.

В процессе обучения плаванию необходимо постоянно контролировать усвоение техники выполнения упражнений, для чего нужно учитывать определенные особенности в методике контроля, к которым относятся:

 техника движений на первом этапе обучения (разучивания) не должна быть слишком детализированной.

 основными источниками информации в качестве выполнения упражнений являются слово преподавателя и собственный зрительный контроль.

 для облегчения самоконтроля необходимо ввести зрительные ориентации на самых главных моментах двигательного акта.

 сравнительные задания, которые должны дать возможность сравнить правильное и неправильное выполнение упражнений.

Ошибки в упражнениях, методические указания, упражнения по исправлению ошибок

Ошибки

Методические указания

Упражнения по исправлению

Сгибание в тазобедренных суставах и опускание таза вниз (в результате пловец сидит, а не лежит на воде)

Поднять выше живот, не сидеть, а лежать на воде. Следить за правильным исходным положением

Стоя на дистанции, руки вдоль туловища, присесть, оттолкнувшись, лечь на спину, затем выполнять движения ногами

Сгибание ног в коленных суставах, носки оттянуты (на поверхности нет пенного следа)

Ноги должны быть прямыми, носки как у балерины. Резко разгибать ноги в коленях как при ударе по мячу

Лежа на спине, взяться руками за оградительную дорожку - движения ногами кролем на спине под команду

Гребок одной и пронос другой рукой

производятся не одновременно

Смену рук выполнять одновременно. Руку из воды вынимать движениями плеча

Плавание на спине при команде движения ног, одна рука впереди, другая у бедра, поменять положение рук, сделать гребок одной рукой, затем одновременно пронос другой. Продолжать движения ногами и снова поменять движения рук

Узкое вкладывание рук в воду за продольную ось тела

Сосредоточить внимание на выполнение круговых движений руками

Плавание кролем на спине с задержкой на воде

Укороченный гребок руками

Гребок руками заканчивать

у бедер. Руки держать напряженными и тянуться вперед в направлении движений

Плавание на спине при помощи движения ног, одна рука у бедра, другая впереди

Раскачивание плечами, рука во время гребка уходит в сторону от туловища.

Напрягать ладонь, не опускать локоть во время гребка, не отрывать плечи отводы

Упражнения для удержания рук и дыхания

Задержка вдоха, неполный выдох через нос

Вдох выполняется только в момент конца гребка, когда рука у бедра

Имитационные упражнения на суше и в воде

Приподнимание головы над водой

Голову прижать к груди

Плавание на спине в полной координации

Специалистами подчеркивается, что в основе начального обучения плаванию взрослых должна находиться современная техника плавания. Поэтому нельзя признать целесообразным, начинать обучение плаванию с изучения техники движения ног, а полнее и естественнее осваивать его с движений руками кролем на спине, изучая траекторию гребка руками. Как показывает опыт практической работы в вузе имеются достаточные возможности формирования навыков плавания у студентов.

Список использованной литературы

1. Ванькова Ж.С. Эволюция способа плавания на спине. «Плавание».- М.: Физкультура и спорт, 1975. Вып. 2. С. 12-16.

2. Волесов В.И. Ускоренное обучение плаванию молодежи. «Плавание». М.: Физкультура н спорт, 1986.- С.50-54.

3. Макаренко Л.П. Учитесь плавать на спине. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 31 с.

4. Мельникова О.А., Малаховская Н.И. Методика ускоренного обучения плаванию студентов: Методические рекомендации. – Омск – 2003. – 19 с.

5. Фарафонов М.С. Плавание на спине. М.: Физкультура и спорт, 1984.- 49 с.



Загрузка...
Top