Имя коня наполеона. Маренго и Визирь: Любимые жеребцы Наполеона Бонапарта. Епископ и компания


В истории и памяти людей навсегда останется имя великого полководца, императора Франции Наполеона Бонапарта. Его обычно изображают как волевого человека в двухугольной шляпе. А чтобы подчеркнуть его величие – еще и на коне. За 14 лет правления Наполеона I он использовал около 130 лошадей, во время битв более двадцати раз животные погибали под ним. О самых известных императорских лошадях и пойдет дальше речь.






Император Франции Наполеон Бонапарт предпочитал не огромных породистых лошадей, как его офицеры, а маленьких и проворных. И это не связано со слишком маленьким ростом Наполеона, что, как известно, является историческим мифом. Скорее всего, он просто не был хорошим наездником. Ведь ездить верхом Великий Корсиканец научился только в военном училище уже во Франции. Известно, что современники пренебрежительно отзывались о верховых качествах императора, что он постоянно падал с самых смирных животных. Лошадей для него выбирали небольших, смирных, таких, что выдержат не шелохнувшись, удары хлыстом, барабанный бой, выстрелы и взрывы.



Самый известный портрет Наполеона верхом на коне – знаменитая картина «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Лошадь встает на дыбы на фоне горного ландшафта, а красный плащ императора развивается, как грива у коня. Романтическая картина изображает Наполеона великим военачальником, равного Ганнибалу и Кару Великому, чьи имена высечены на камне в нижней части полотна.





Пожалуй, самая известная лошадь императора – арабский скакун Маренго . Невысокий (1,4 метра в холке) жеребец светло-серого цвета был взят как трофей во время Египетского похода в 1799 году. Эту лошадь назвали в честь битвы при Маренго, которую Бонапарт решительно выиграл. В дальнейшем, жеребец участвовал в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В 1815 году в сражении при Ватерлоо император был верхом на Маренго с семи утра до десяти часов вечера. Раненое животное было оставлено на ферме, где его захватили англичане и увезли в качестве трофея к себе на острова. Маренго пережил Великого Корсиканца, он пал в возрасте 38 лет, в 1832 году.









До последних дней Наполеона во Франции его сопровождал арабский серый в гречку жеребец Визирь , дружеский подарок от султана Османской империи. Он был с императором в битве при Прейсиш-Эйлау (1807) и в походе на Россию 1812 года. Он же сопровождал Наполеона в ссылке на Эльбу и затем во время «Ста дней».

Портрет Наполеона на острове Святой Елены. Pichat Olivier. | Фото: themiscyra.wordpress.com.


Даже после смерти, Визирь остается самым близким животным императора. Музей, где он находится, располагается в нескольких минутах ходьбы от величественной гробницы Наполеона в Доме инвалидов.

Кроме войны и политики, Наполеон Бонапарт известен как любящий мужчина. Вызывают восхищение

Вятка - родина слонов

Любимым конем Наполеона был жеребец вятской породы

О бесславном для французов окончании кампании 1812 года знают все. Однако, немногим известно, что некоторые дивиденды эта война Наполеону все же принесла. Самым главным плюсом, как считают европейские ученые, был вывоз во Францию знаменитого жеребца вятской породы Савраски-IV. Вятская порода была выведена в XVI веке путем сложного скрещивания лошадей гольдштинской, английской и буденновской пород. Вятские кони славились повышенной выносливостью, великолепной резвостью и утонченной грацией. Самым известным жеребцом этой породы в начале XIX века являлся Савраска-IV (от Савраски-III и Апробации), принадлежавший известному сахарному магнату Петру Двоеглазову. К нач алу 1812 года Савраска-IV выиграл множество скачек, в том числе Дерби 1810 года и Приз Товарищества Коннозаводчиковъ дважды. К сожалению, в период боевых действия 1812 года Двоеглазов не успел эвакуировать Савраску на восток и при взятии французами Москвы чемпион в качестве бесценного трофея достался Наполеону. Бонапарт, как известно, являлся знатоком коннозаводства и большим ценителем высокопродных лошадей. Он души не чаял в своем новом любимце - чистил два раза в день, заплетал гриву в косы, кормил морковкой и дефицитным кубинским сахаром. Как утверждают французские историки культуры, коня для знаменитой бронзовой статуи Наполеона в Руане официальный скульптор императора Франциск-Жозеф Босио лепил именно с вятского жеребца. Несколько лет Савраска триумфально выступал на скаковых дорожках Европы. Газета «El Figaro» писала в те годы: «Несомненно, этот жеребец вятской породы является жемчужиной Эпсомского ипподрома, усладой для знатоков, лучиком солнца, осветившим Париж из далекой Вятки». После окончания скаковой карьеры Савраска использовался в качестве производителя, его потомство не уступало отцу по спортивным результатам, лош ади этой линии считались элитными и стоили баснословных денег.
Возвратились потомки знаменитого жеребца на историческую родину полвека назад - в 1958 году на Международном Форуме коннозаводчиков в Нанси Кировской госконюшней был прибретен жеребец вятской породы Антуан де Виль. Несмотря на высокую стоимость (оплатили покупку опционом на поставку 20 тонн свеклы урожая 1959 года), Антуан де Виль полностью оправдал вложенные в него средства: уже в стартовом сезоне он был вторым в Котельничском дерби, а в 1961 году завоевал Большой Приз Пижанки.
И до сих пор знаменитые вятские лошади радуют кировчан и гостей города, а самые удачливые даже могут прокатиться на потомках Савраски во время праздников и массовых гуляний.

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
ипполог-краевед

Наряду с непревзойденными рекордистами дорожек ипподромов, великими производителями и непобедимыми чемпионами в спорте в анналы истории вписаны и клички лошадей, которым выпала честь носить на себе выдающихся людей. Озаренные блеском славы своих хозяев, они зачастую обретают в ее лучах бессмертие.

…Скелет любимого жеребца Наполеона Маренго выставлен в Лондонском национальном музее армии, чучело Визиря, сопровождавшего императора в битве при Эйлау и в походе в Россию, хранится в музее Великой армии в Париже, а клички многих других лошадей Бонапарта известны благодаря скрупулезным записям его шталмейстеров и биографов.

Нелегко быть конем Бонапарта…

Наполеон предпочитал под седло арабских жеребцов. Большинство его лошадей были серой масти, однако стояли в конюшнях Наполеона и гнедые, и рыжие, и прочие. Были и кобылы, и мерины самых разных пород – за свою жизнь завоеватель Европы успел сменить не одну сотню коней. При этом, по утверждению исследователя этого вопроса Филиппа Оше, «нельзя сказать, что Наполеон любил своих лошадей. Он, скорее, интересовался ими, предпочитал иметь хороших лошадей, но испытывал мало чувств к своим боевым товарищам».

Будущий император, сыгравший огромную роль в реформировании французской кавалерии, никогда специально не учился верховой езде. Лишь в 1784–1785 годах, во время обучения в Парижском военном училище, он взял несколько уроков вольтижировки у господина д’Оверня. Для серьезных тренировок у Наполеона никогда не было времени. В седле он держался скорее по интуиции, сегодня его посадку раскритиковали бы даже в самом обычном прокате. Современный английский историк Джилл Хэмильтон так описывает «фирменную» посадку Наполеона: он сильно сутулился, а его носки в стременах располагались ниже уровня пяток. По словам Эрнста-Отто Оделебена, цитируемого Хэмильтоном, «Наполеон сидел в седле подобно мяснику, во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади».

Камердинер Бонапарта Констан Вери, известный как просто Констан, в течение пятнадцати лет повсюду следовавший за своим господином, вспоминал: «Император садился на лошадь очень неизящно, и я думаю, он никогда бы не чувствовал себя на ней в полной безопасности, если бы в его распоряжение не доставляли только тех лошадей, которые были уже безупречно выезжены; но во избежание худшего принимались все меры предосторожности, и лошади, предназначенные для императора, должны были выдержать жестокое испытание, прежде чем добиться чести носить его на себе. Их тренировали выдерживать, не шелохнувшись, самые различные мучения: удары хлыстом по голове и ушам, барабанный бой и стрельбу из пистолетов, размахивание флагами перед глазами; к их ногам бросали тяжелые предметы, иногда даже овцу или свинью. От лошади требовалось, чтобы в момент самого быстрого галопа Наполеон смог бы на полном скаку неожиданно ее остановить. В распоряжении Его Величества были только выезженные до невероятного совершенства животные». Подготовкой лошадей для Наполеона занимался его первый конюх Антуан Жарден. По словам того же Констана, Антуан «справлялся со своими трудоемкими обязанностями с исключительным мастерством и ловкостью».

Доподлинно известно, что Наполеон неоднократно падал с лошади, причем в ситуациях, когда профессиональный кавалерист наверняка удержался бы в седле. И ладно бы, если бы это случалось в кутерьме битвы, но император ухитрялся «летать» и во время обыкновенных конных прогулок. А его известное честолюбие порой лишь усугубляло «аварийные ситуации». Секретарь Наполеона Клод-Франсуа де Меневаль в своих «Мемуарах» рассказывает о случае, произошедшем вначале 1803 года в Сен-Клу. Наполеон пожелал сам править каретой, запряженной четверкой молодых лошадей. В экипаже сидели госпожа Бонапарт и ее дочь Гортензия. Наполеон сел на козлы и тронул лошадей, но сумел доехать лишь до ограды, отделявшей парк Сен-Клу от частного владения, а затем потерял контроль над горячими лошадьми. Четверка ринулась прямо на ограду, Наполеон был сброшен со своего сиденья на гравий дорожки. К своему счастью, первый консул отделался лишь легким растяжением руки и несколькими царапинами, пассажиры не пострадали. А ведь все могло кончиться гораздо хуже…

Впрочем, Наполеон отличался удивительной выносливостью: довольно часто ему приходилось проезжать по 20–30 километров, случалось делать в течение дня, меняя лошадей, и стокилометровые марши. К подобным «развлечениям» император относился как к чему-то само собой разумеющемуся, чего не скажешь о его многочисленных конюхах, слугах и адъютантах, обеспечивавших без сна и отдыха перемещения Бонапарта.

Четвероногая армия императора

Антуан Гро. "Бонапарт у пирамид"

Их было почти шесть тысяч – лошадей, служивших Наполеону в течение его жизни: возивших его самого, его ближайших слуг, его кареты и повозки. Одновременно в распоряжении императора находилось по 100–130 верховых лошадей для него и постоянно сопровождавших его людей: десять бригад, в каждой из которых по два боевых коня и походный иноходец собственного седла Его Величества, плюс лошади главного шталмейстера, шталмейстера, пажа, хирурга, курьера, мамелюка* Али, три лошади для конюхов и одна – для проводника из местного населения. Кроме того, с Наполеоном обычно путешествовали около тридцати карет и повозок, включая повозки для продуктов и кухонных принадлежностей, бухгалтерии и канцелярии и целых три экипажа-кузницы. В каждый из экипажей впрягалось четыре или шесть лошадей, и еще двенадцать всегда держались наготове на смену каждой упряжке. Даже при поверхностном подсчете получается, что в каждом походе «под рукой» у императора был табун из не менее чем полтысячи лошадей – то есть примерно состав современного «среднестатистического» конного завода.

В 1804 году, одновременно с созданием самой Империи, на базе конюшен первого консула были образованы Императорские конюшни. Их начальником, именовавшимся главным шталмейстером Франции, с самого начала и до падения Империи был дивизионный генерал Арман-Огюстен-Луи де Коленкур, герцог Виценцкий. Выходец из знатного пикардийского рода, де Коленкур еще до Революции начал службу в королевском кавалерийском полку, в двадцать три года стал командиром эскадрона. Уж он-то, в отличие от императора, был с лошадьми на «ты». Генерал сопровождал Наполеона в Россию, позже написал интереснейшие мемуары, со временем переведенные на русский язык и неоднократно опубликованные.

По состоянию на 1 января 1805 года служба Императорских конюшен, располагавшихся в Сен-Клу, Париже, Вирофле и Мёдоне, насчитывала 533 человека. По свидетельствам камердинера Констана, «Его Величество ценил хороших конюхов, и поэтому принимались все необходимые меры, чтобы пажи получали самое тщательное обучение при подготовке на должность конюха. Чтобы научиться уверенно и с изяществом садиться на лошадь, им приходилось практиковать такие упражнения, связанные с вольтижировкой, которые были бы годны для выступлений в цирке».

Регистр Императорских конюшен сохранил для нас данные о множестве лошадей Наполеона: здесь можно найти их клички, возраст, пол, масть, рост, каждой присвоен номер, зафиксирована дата поступления. Здесь есть серый в яблоках араб Сириус, бывший под Наполеоном при Аустерлице; Стирия, на котором он пересек заснеженный перевал Сен-Бернар в Альпах и участвовал в сражении при Маренго; подаренный русским императором Александром Таурис, на котором Наполеон был при Бородине и въезжал в Москву; Ваграм, последовавший за Бонапартом на Эльбу…

Кстати, последний известен также под именами Инженю и Мой Кузен. Этот вороной жеребец был подарен Наполеону австрийским императором и, похоже, быстро нашел общий язык с новым хозяином. При появлении Наполеона в конюшне Ваграм начинал ржать и бить копытами, в нетерпении ожидая угощения. Наполеон давал ему кусочек сахара, гладил и приговаривал: «Вот ты, Мой Кузен». Маршалы Наполеона обижались: «Мой кузен» – так император обращался к ним в письмах. Кличку Ваграм жеребец получил после знаменитого сражения при Ваграме 6 июля 1809 года.

Если Наполеон – значит, на Маренго?

Надо сказать, Наполеон любил придумывать новые клички своим лошадям, что вызвало впоследствии некоторую путаницу у историков. К примеру, считалось, что на остров Святой Елены экс-императора сопровождал его любимый арабский жеребец Шейх. Однако современные исследования опровергают эту версию. Прежде всего, в 1815 году коню было уже девятнадцать лет, вряд ли он вынес бы путешествие по морю длиной в шесть тысяч верст до затерянного в Атлантике острова. Во всяком случае, одной любви Наполеона для этого было явно недостаточно. Согласно английским источникам, на острове Святой Елены у Наполеона была лошадь, которую он звал Шейхом, но на самом деле этого коня звали Кинг Джордж, и принадлежал он дочери губернатора острова Чарльза Сомерсета. Кинг Джордж был маленького роста, но и на него больной и располневший Наполеон едва мог забраться с помощью слуг. Очевидно, в приступе ностальгии Наполеон переименовал Кинг Джорджа, купленного им у лорда Сомерсета, в Шейха. В мае 1821 года Шейх-Кинг Джордж вез тело Наполеона к месту погребения…

Похожая история связана с Визирем, серым в гречку арабским жеребцом, подаренным Наполеону турецким султаном. Визирь участвовал в битве при Эйлау и сопровождал императора в походе на Россию. По воспоминаниям барона Гурго, жившего на острове Святой Елены, Визирь отправился вместе с хозяином в изгнание, однако скорее всего этот боевой спутник Наполеона пал в 1826 году во Франции. Кроме того, у Наполеона было два Туркмена (один из них в 1809 году был переведен в ведомство внутренних дел, а второй отправился в 1812 году вместе с Наполеоном в Россию) и два Френгана (один пал в 1814 году, а другой был с Наполеоном на острове Святой Елены).

Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона и в качестве ценного трофея увезен в Англию, где жил при замке Глиссенбург. Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.

Уже упоминавшийся ранее английский историк Джилл Хэмильтон посвятил Маренго целую книгу. По его мнению, история этого жеребца больше похожа на миф, ведь Маренго фигурирует во всех наиболее известных походах Наполеона, начиная со второй Итальянской кампании и заканчивая Ватерлоо. Не скрываются ли под этой кличкой несколько разных лошадей?

Епископ и компания

«Лошади – предатели!» – вполне мог воскликнуть гусарский майор Канувилль, любовник одной из трех сестер Наполеона, Полины. Еще бы, совершенно неожиданно его конь стал причиной императорского гнева: как-то раз во время парада в Париже жеребцы Наполеона и Канувилля столкнулись крупами – видимо, майор «не справился с управлением». Наполеон был взбешен и закричал: «Ваша лошадь слишком молода, а ее кровь слишком горяча. Я отправлю вас охладить ее!» Через двадцать дней незадачливый гусар уже был на фронте в Испании.

«Подстрекателем» с императорской стороны в этой истории стал серый арабский жеребец Али, один из любимцев Наполеона. Прежде чем попасть под седло первого консула, Али служил египетскому правителю Али-Бею. Он был захвачен солдатом 18-го драгунского полка в сражении у Пирамид 20 июля 1798 года. Затем жеребца вновь отбили мамелюки, а через некоторое время он вновь попал к французам. Потом Али возил генерала Мену, который доставил жеребца в Европу и подарил его Наполеону. На Али Наполеон был в сражениях при Маренго, Эслинге и Ваграме; он даже упомянул коня в своем «Мемориале Святой Елены».

Прямо-таки анекдотическая история связана с еще одним конем Наполеона. Дело было в Венгрии. Бонапарт готовился сесть на лошадь, которую держал под уздцы первый конюх Жарден, когда заметил приближение какой-то группы людей. Он спросил у слуги: «Это кто, епископ?» Слуга же подумал, что император спрашивает у него кличку лошади, и ответил: «Нет, сир, это Солиман». Теперь не понял ответа Наполеон, уже явно видевший, что приближается городской епископ: «А я говорю, что это епископ!» – раздраженно сказал он. Испуганный конюх не посмел спорить с императором и покорно заверил его: «Конечно же, сир, это именно он». После Наполеон каждый раз долго смеялся, вспоминая про коня, который неожиданным образом вдруг стал Епископом.

Побывал в императорских конюшнях и английский чистокровный Геродот. Первым хозяином этого весьма ценного жеребца был немец граф фон Плесс, но в 1806 году после захвата Мекленбурга наполеоновскими войсками жеребец был вывезен в качестве трофея во Францию. В императорских конюшнях ему дали кличку Нерон; под седлом Наполеона он участвовал в кровопролитном сражении при Эйлау и походе на Россию. Во время пожара в Москве коню попала в глаз искра, и он частично потерял зрение. Самое удивительное, что жеребец в конце концов вернулся к своему прежнему хозяину. Во время оккупации Франции в 1814–1815 годах прусский фельдмаршал Блюхер, личный друг барона фон Плесса, попытался разыскать коня. Однако Геродот случайно нашелся только в 1818 году в Марселе – еще чуть-чуть, и его отправили бы в Северную Африку…

А еще были белоснежный Бижу, на котором генерал Бонапарт в 1796 году как триумфатор въезжал в Милан после победы при Лоди; всегда невозмутимый участник парадов серый Интендант, подаренный императором Австрии; никогда не устававший оверньский жеребец Канталь; гнедой в яблоках Кюрд, отправившийся с императором на остров Эльбу; светло-серая кобыла Дезире, названная в честь первой любви Наполеона, и многие-многие другие…

В бесконечных сражениях под Наполеоном было убито почти два десятка лошадей! Первый раз Бонапарт лишился боевого коня 17 декабря 1793 года под Тулоном во время атаки форта Мюльграв – тогда он еще был командиром батальона. Последний раз это случилось в сражении при Арси-сюр-Об 20 марта 1814 года, и чуть не стоило императору жизни. Английский историк Дэвид Чандлер так описывает этот эпизод: «Снаряд вражеской гаубицы с дымящимся запалом влетел в землю в нескольких футах от дрогнувшей линии войск. Заметив, что несколько солдат пятятся назад, чтобы спастись от ожидаемого взрыва, император спокойно пустил свою лошадь над этим местом». Генерал Камон уточняет: «Снаряд взорвался, лошадь с вывалившимися внутренностями рухнула вместе с всадником. Император скрылся в облаке пыли и дыма. Однако он поднялся на ноги, без единой царапины и, сев на другую лошадь, поехал осматривать позиции других батальонов».

Всего в период с 1805 по 1815 год французская армия потеряла более пятисот тысяч лошадей – убитых и покалеченных в сражениях, погибших от голода и холода. Один только поход на Россию стоил Франции пятидесяти тысяч лошадей. Коневодство многих стран Европы было разорено наполеоновскими войнами, не говоря уж о боевых потерях. Вряд ли лошади поставили бы памятник Наполеону…


Сергей Нечаев


*Мамелюки - профессиональные воины-рабы из пленных, в средневековом Египте составляли гвардию правителя. Наполеон привез из Египетского похода целый эскадрон мамелюков, участвовавший затем в его завоеваниях. Несколько из них, в том числе Али, были личными телохранителями Наполеона.


Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский государственный деятель, полководец, император

1799 год - в результате государственного переворота Наполеон становится первым консулом Франции.

1804 год - провозглашение Наполеона императором.

1812 год - поражение в войне против России, начало распада империи.

1814 год - вступление войск антифранцузской коалиции в Париж, отречение Наполеона от престола, за которым последовала ссылка на остров Эльба.

Март 1815 года - Наполеон снова захватывает французский престол, начало «Ста дней».

Июнь 1815 года - разгром армии Наполеона при Ватерлоо, его вторичное отречение, после чего он до конца жизни был пленником англичан на острове Святой Елены.

21.10.2011

Глаза лошадиные в душу заглянут, от глаз лошадиных печали увянут…

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.

И зная всё, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.

И если б человек увидел
Лицо волшебное коня ,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!


Мы услыхали бы слова.
Слова большие, словно яблоки. Густые,
Как мед или крутое молоко.
Слова, которые вонзаются, как пламя,
И, в душу залетев, как в хижину огонь,
Убогое убранство освещают.
Слова, которые не умирают
И о которых песни мы поем.

Из истории

Буцефал
"Неукротимый, укрощенный Александром Великим"
Буцефал — конь Александра великого. Эта история любви и дружбы между тем, кто в возрасте 22 лет одолел грозных персов, и его конем — быть может, самая прекрасная история в мире.Буцефал был представителем наилучшей породы лошадей в Фессалии в той области Греции, откуда, по преданиям, были родом мифические кентавры, эти сказочные создания с человеческими торсами и с конскими телами.
Буцефал, чья кличка в переводе с греческого означает "бычья голова" (вероятно, это был намек на широкий лоб и на широкие, открытые ноздри), был вороной масти, с белой "звездочкой" во лбу. Глаза у него были разноцветные, один — черный, другой — карий. К тому же радужная оболочка глаз была окружена беловатой полоской; ростом он намного превосходил лошадей того времени.Буцефал был столь норовист и необуздан, что никто не мог его укротить и сесть на него верхом. Александр, которому тогда было всего 12 лет, принял вызов. Он тогда уже не раз был участником сражений и славился умением превосходно ездить верхом. Он поклялся, что сумеет укротить жеребца. Он начал с того, что принялся изучать поведение огромного вороного коня, дабы найти его "слабое место". Он заметил, что конь боится собственной тени и теней людей, приближавшихся к нему. Заигрывая с конем и ласково трепля его по холке, юноша сумел сделать так, что конь встал против солнца и не видел тени, а Александр в эту минуту вспрыгнул ему на спину и вцепился в гриву; конь метался из стороны в сторону, долго-долго скакал галопом, прежде чем вместе со всадником вернулся туда, где находился царь Македонии.

Александр

Инцитатус
"Тот, кого Калигула любил до безумия"
Калигула подарил своему коню Инцитатусу конюшню из мрамора, где кормушка (ясли) была сделана из слоновой кости. Настоящее чудо! Там была и чаша из чистого золота, в которую наливали вино — ее подавали коню.
Накануне бегов на ипподроме или игр в цирке на улицы Рима отправлялись сотни солдат, дабы они довели до сведения римлян приказ сохранять тишину до утра, чтобы Инцитатус мог выспаться. Надо сказать, что в те времена уличное движение в Риме было столь интенсивным, что телегам с провизией было запрещено появляться там днем во избежание образования "пробок", так что они сновали по улицам Вечного города по ночам, производя жуткий шум. И вот ради коня римлян оставляли без продовольствия!
Пурпурная конская сбруя, украшенная драгоценными камнями, и жемчужные ожерелья, которые носилИнцитатус, были всего лишь малой частицей его личных сокровищ. Его хозяин подарил ему дворец, уставленный дорогой мебелью, где суетились многочисленные рабы. Он хотел, чтобы представители высшей знати приходили к его коню в гости, пили и ели за его столом и приглашали его коня в свои дома. Но и этого впавшему в безумие императору было мало! Калигула решил, что сенат должен назначить его жеребца консулом. Это было уже слишком! Хереас, трибун преторианской гвардии, положил конец этому безумию, вонзив кинжал в грудь императора.

Калигула

Копенгаген
"Благородный слуга"
Выходец из самой родовитой конской аристократии, Копенгаген почти 25 лет был боевым спутником одного из самых великих английских полководцев, герцога Веллингтона. Копенгаген был представителем породы чистокровной верховой, или английской скаковой, столь почитаемой в начале XIX века; в нем еще очень сильно ощущалась кровь чистокровных арабских скакунов.Всю жизнь Копенгаген вел себя так, как подобало вести себя настоящему боевому коню, гордому жеребцу, осознающему свое высокое предназначение и благородное происхождение.Копенгаген, любивший приветствовать солдат громким ржанием, не терпел, когда к нему подходили слишком близко и начинал брыкаться. Однажды такие прыжки едва не стоили жизни его хозяину, который вылетел из седла и упал под копыта скакуна; только случайность помогла ему уцелеть.Копенгагену было четыре года, когда герцог Веллингтон купил его в Испании, в 1812 году. Он ездил на нем на протяжении всей военной кампании на Иберийском полуострове. Но самым блистательным подвигом коня было его участие в сражении при Ватерлоо. В тот достопамятный день 15 июня 1815 года два гиганта всемирной истории сошлись в жестоком поединке, восседая на своих скакунах; Веллингтон одолел Наполеона.Когда в 1836 году, в почтенном возрасте, 28 лет от роду, Копенгаген умер, он был похоронен с воинскими почестями на землях герцога, в его поместье в Гемпшире. В Лондоне под деревьями Гайд-парк-Корнер возвышается сегодня бронзовая статуя Копенгагена, на котором восседает герцог Веллингтон.

Маренго
"Любимый конь императора"
Маренго был всего лишь одним из 130 личных коней императора Наполеона. Но, похоже, этот небольшой жеребец арабской породы, белой масти, стал любимцем великого человека. Он попал во Францию после египетской кампании в 1799 году и в 1800 году получил свою кличку в честь сражения, в ходе коего победоносный полководец восседал у него на спине.В действительности Маренго в чем-то походил на Наполеона, и наоборот: оба были небольшого роста, но отчаянно смелы; оба были неутомимы и обладали чрезвычайно редкими особенностями организма, а именно Наполеон мог спать по три часа в сутки и диктовать несколько писем одновременно, а Маренго мог скакать галопом пять часов подряд.Маренго был под седлом Наполеона в битве при Аустерлице в 1805 году, под Ваграмом, под Йеной, а также унес его и от той гекатомбы, в которую превратилось отступление французов из России в 1812 году. Служить августейшему всаднику — задача не всегда приятная. Случались и неприятности, как, например, в тот день, незадолго до полнейшего разгрома, когда Маренго поскользнулся на обледеневшей дороге, из-за чего император упал, а вместе с ним упал и моральный дух его войска, ибо солдаты и офицеры увидели в этом падении дурное предзнаменование.Сражение при Ватерлоо (15 июня 1815 года) было последним, в котором участвовала знаменитая пара. Маренго был "взят в плен" англичанами, отправлен в Англию и продан генералу-гренадеру Ангерштейну. Конь честно и достойно носил в седле всадника-англичанина до 27 лет, а потом жил на покое в конюшне.Затем началась посмертная "жизнь" Маренго. Его скелет был помещен в Национальный военный музей, а одно из его копыт, превращенное в табакерку, было подарено генералом Ангерштейном офицерам-гвардейцам.

Наполеон


Наполеон Бонапарт верхом на своих любимых лошадях.

В истории и памяти людей навсегда останется имя великого полководца, императора Франции Наполеона
Бонапарта. Его обычно изображают как волевого человека в двухугольной шляпе. А чтобы подчеркнуть
его величие – еще и на коне. За 14 лет правления Наполеона I он использовал около 130 лошадей,
во время битв более двадцати раз животные погибали под ним. О самых известных императорских
лошадях и пойдет дальше речь.


Раненый Наполеон в битве при Регенсбурге. Пьер Готеро. |


Бонапарт у египетских пирамид. Антуан Гро.

Император Франции Наполеон Бонапарт предпочитал не огромных породистых лошадей, как его офицеры,
а маленьких и проворных. И это не связано со слишком маленьким ростом Наполеона, что, как известно,
является историческим мифом. Скорее всего, он просто не был хорошим наездником.
Ведь ездить верхом Великий Корсиканец научился только в военном училище уже во Франции. Известно,
что современники пренебрежительно отзывались о верховых качествах императора, что он постоянно
падал с самых смирных животных. Лошадей для него выбирали небольших, смирных, таких, что выдержат
не шелохнувшись, удары хлыстом, барабанный бой, выстрелы и взрывы.




Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Жак-Луи Давид, 1801 год
.

Самый известный портрет Наполеона верхом на коне – знаменитая картина «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»
Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Лошадь встает на дыбы на фоне горного ландшафта, а красный плащ
императора развивается, как грива у коня. Романтическая картина изображает Наполеона великим
военачальником, равного Ганнибалу и Кару Великому, чьи имена высечены на камне в нижней части полотна.


Маренго – самый знаменитый конь Наполеона Бонапарта. Ануан-Жан Гро.


Пожалуй, самая известная лошадь императора – арабский скакун Маренго. Невысокий (1,4 метра в холке)
жеребец светло-серого цвета был взят как трофей во время Египетского похода в 1799 году. Эту лошадь
назвали в честь битвы при Маренго, которую Бонапарт решительно выиграл. В дальнейшем, жеребец
участвовал в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В 1815 году в сражении
при Ватерлоо император был верхом на Маренго с семи утра до десяти часов вечера. Раненое животное
было оставлено на ферме, где его захватили англичане и увезли в качестве трофея к себе на острова.
Маренго пережил Великого Корсиканца, он пал в возрасте 38 лет, в 1832 году.




Скелет Маренго в музее Королевской военной академии в Сандхерсте.




Арабский жеребец Визирь. Картина Pierre Martinet




Наполеон I в 1814 году. Жан-Луи-Эрнест Месонье, 1862 год.


Отступление Наполеона из Москвы. Адольф Нортен, 1851 г.

До последних дней Наполеона во Франции его сопровождал арабский серый в гречку жеребец Визирь, дружеский
подарок от султана Османской империи. Он был с императором в битве при Прейсиш-Эйлау (1807) и в походе
на Россию 1812 года. Он же сопровождал Наполеона в ссылке на Эльбу и затем во время «Ста дней».


Императорский конь Визирь в Музее армии (Париж).


Императорское тавро на Визире.

Насколько это известно, Визирь - единственная из лошадей Наполеона, чучело которой сохранилась до
наших дней. Оно побывало в музее в Манчестере, в Лувре, а после войны 1870 года его переместили в
Музей армии в Париже. В доказательство того, что это именно Визирь, на бедре коня стоит
императорское клеймо: «N», увенчанное короной.



Портрет Наполеона на острове Святой Елены. Pichat Olivier.

Даже после смерти, Визирь остается самым близким животным императора. Музей, где он находится,
располагается в нескольких минутах ходьбы от величественной гробницы Наполеона в Доме инвалидов.

Источник - worldartdalia.blogspot.com



Загрузка...
Top